Легендарный рейд уральских партизан

 во главе с В.К.Блюхером.

Возрождение рода

     

Легендарный рейд уральских партизан

 во главе с В.К.Блюхером.

 

Автор: Мельникова Анастасия,

ученица 7 класса,

        Научный руководитель:

Скурлатова Светлана Михайловна,

учитель истории,

г. Белорецк

2006

Оглавление.

 

Введение.

1. В Белорецк стекались партизаны. Июль

2. Уличный бой в Белорецке. Август

3. Совет командиров. Август

4. Легендарный рейд. Август – сентябрь

5. Встреча. Сентябрь

6. Продолжение подвига

Заключение.

Список использованной литературы.

 

Введение.

 

Актуальность исследования.

Нам, живущим в XXI веке, уже кажутся далекими события, которые происходили в начале XX века. И многие вопросы, на которые легко отвечают наши бабушки и дедушки, у нас, молодого поколения, вызывают трудности.

Так случилось и со мной. На одном из занятий краеведческого кружка мы выполняли задание: «Узнать почему, в честь кого назвали ту или иную улицу». Нашей группе досталась улице Блюхера В.К., на которой находится наша школа. И мы столкнулись с интересным фактом: в современных учебниках истории России о нем нет ни слова. В учебнике по истории Башкортостана рейду Блюхера отведена всего одна страница.

Но я считаю, что нам, белоречанам, об этом событии нужно знать больше. Ведь легендарный поход под командованием В.К.Блюхера начинался в нашем городе. И именно наши с вами прадеды участвовали в тех важнейших  событиях 1918 года.

И это определило выбор мною темы исследования «Легендарный рейд уральских партизан во главе с В.К.Блюхером».

Исторический обзор.

Прежде всего, я обратила своё внимание на доступные источники, которые помогли мне в исследовательской работе. В нашем городском историко-краеведческом музее находится богатейший материал по гражданской войне.

Прежде всего, это воспоминания участников похода Кучкина, Сызранкина, Штырляева, Голодягина, Храмцова, Мартынова, Волкова и других.

Но здесь я столкнулась с такой проблемой: противоречия в описаниях одних и тех же событий, разные названия одного и того же отряда, многие очень подробно описывают какое-то событие, опуская другие.

И чтобы восстановить хронологию событий, я опиралась больше на печатные издания.

Прежде всего, уделяла особое внимание сборникам «Гражданская война в Башкирии» [3] и «На Южном Урале» [6]. В книгах помещены воспоминая участников гражданской войны.

В книге Лучевникова Павла Сергеевича «Гражданская война на Южном Урале (1918 – 1919гг.)» дан богатый материал о формировании боевых отрядов, много конкретных исторических фактов [5].

Книга «Доблестный командарм» посвящена жизни и деятельности Н.Д.Каширина. Автор П.М.Герасимов, лично знал доблестного военноначальника Красной Армии [2].

Авторы Душенькин В.В.[4] и Плотников И.Ф.[8] в своих исторических работах осветили партизанский рейд подробно и основательно. В работах использованы материалы, хранящиеся в центральных и местных государственных архивах.

Историко–документальное повествование З.Ш.Янгузова «Забвенья нет» посвящено маршалу Василию Константиновичу Блюхеру [11].

Сын маршала Василий Васильевич Блюхер, прошедший по военным дорогам отца, изучивший многие архивные документы о нем, встречавшийся с его однополчанами, рассказывает о легендарном боевом пути своего отца в книге «По военным дорогам отца» [1].

Цель исследования.

Проанализировать имеющийся материал и рассказать о легендарном походе южноуральских партизан, их мужестве и героизме.

В соответствии с поставленной целью, выдвинутой темой и проблемой исследования мною определены следующие задачи:

1)     Рассмотреть события, предшествующие рейду Блюхера В.К.

2)     Показать участие белоречан в исторических событиях 1918 года.

3)     Проследить дальнейшую судьбу партизанской армии.

В своей работе я опиралась на следующие методы:

1)     исторического исследования;

2)     сравнительно – описательный;

3)     системный.

Материал, который я собрала, можно использовать на уроках истории и внеклассных мероприятиях.

 

1. В Белорецк стекались партизаны. Июль.

Гражданская война в Башкирии начинается с боевых действий рабочих и красногвардейских отрядов против казачьего атамана Дутова, захватившего власть в Оренбурге в ноябре 1917 года и мятежа чехословацкого корпуса с конца мая 1918 года. Через территорию Башкирии проходил Восточный фронт, который на протяжении 1918 – 1919 гг. играл решающую роль в борьбе двух воюющих сторон.

В половине июня 1918 года белочехи, по завершении опе­раций в Западной Сибири, сосредоточив крупные силы в районе Челябинска, повели наступление на Троицк. Тро­ицкий гарнизон, имея несколько сотен красной казачьей кавалерии, 17-й пехотный полк, две красногвардейские дру­жины и одну 6-орудийную батарею, отбил первое наступ­ление белочехов. Вторичное нападение оказалось неожиданным, город был взят белочехами врасплох. Части Троицкого гар­низона под руководством Николая Томина отошли на Верхнеуральск. В Верхнеуральске в это время форми­ровался отряд Ивана Каширина, имевший до полутора ты­сяч бойцов.                          

После объединенного совещания комсостава отрядов (24 июня) Верхнеуральский и Троицкий отряды произвели наступление на Троицк. Наступление кончилось неудачей. Белочехи и белые казачьи части повели контрнаступление на Верхнеуральск, После непродолжительной обороны город 7 июля был оставлен. Отряды Каширина и Томина отступили в горы, в Белорецкий завод [7;18].

Одновременно в Белорецк со стороны Златоуста при­были остатки Катав - Ивановского, Тирлянского, Симского отрядов, бойцы из состава Златоуст - Челябинской группы. Они были выбиты, белочехами и белогвардейскими частями, заняв­шими железную дорогу Уфа—Златоуст.

С оренбургско-противодутовского фронта пришли, со­вершив труднейший поход, рабочие отряды Блюхера и Ни­колая Каширина.

С баймакских золотых приисков прорвались рудокопы, сменившие шахтерские кирки на винтовки и твердо решив­шие доставить в фонд республики добытое ими золото. Баймакские шахтеры пришли отрядом примерно в ба­тальон.                                                                                                                                   

Перевалил через Ала-Тау обожженный в боевой схват­ке с белочехами Стерлитамакский отряд, подкрепленный небольшими отрядами деревенской бедноты, обременен­ный большими обозами с эвакуированным иму­ществом и  семьями партизан.

Белорецк — старый уральский металлургический за­вод — превратился в крепость, базу краснопартизанских отрядов. Войско, беженцы, огромное количество подвод запрудили площади и улицы поселка. Сторожевое охранение, штабы, орудия, в заводской больнице — лазарет.

Продовольствия и фуража в отрядах было мало. Мало было патронов, снарядов к орудиям. Не было связи со своими. По городам, заводам и селам, где к власти приходили  белочехи, эсеры и меньшевики, земцы, кулаки, шли жестокие рас­правы с большевиками, рабочими, крестьянской беднотой. Тюрьмы были переполнены, рас­стреливали, убивали сотнями.

Блюхер и братья Каширины стали во главе собравших­ся с разных концов Южного Урала партизанских отрядов. На первом военном совете в Белорецке (16 июля) собра­лись командиры отрядов и полков, начальники штабов и их помощники: Каширины, Томин, Русяев, Баранов, Карташов, Павлищев, Пирожников, Кононов, Глинский. Коман­дующим был выбран Николай Каширин, а его помощником – Блюхер. Отряды были перестроены. Определилась следующая группировка красных сил.

Отряд Блюхера имел в своем составе 1-й Уральский пехотный полк, кавалерийскую сотню и батарею, всего 1200 штыков, 150 сабель, 4 орудия.

Троицкий отряд имел 17-й Уральский полк, 1-й Оренбургский имени Степана Разина красный казачий полк, батарею, — 1000 штыков, 300 сабель, 6 орудий. Ко­мандующий Николай Томин. В этот отряд влились Стерлитамакский и Баймакский отряды.

В Верхнеуральский отряд Ивана Каширина входили 1-й Верхнееуральский стрелковый полк, 1-й Верх­неуральский красный казачий полк, батарея — около двух  тысяч бойцов.

Белорецкий отряд: Белорецкий полк и кавале­рийская сотня — до 1200 бойцов. Командующие — комму­нист Никифор Баранов и Алексей Пирожников [8;44].

На совещании командиров по предложению братьев Кашириных было решено прорваться на соединение с час­тями Красной Армии через Верхнееуральск, Троицк, Челя­бинск к Екатеринбургу. Каширин Н.Д. думал еще боль­ше увеличить силы красных отрядов в казачьих районах восточного Приуралья.

18 июля красные отряды пошли брать Тирлян и Верхнеуральск (битва за г. Извоз) и после упорных боев взяли их. Но тут же стало видно, что пробиваться в этом направлении дальше нет смысла. Весь Урал и Западная Сибирь кипели в огне бе­лых восстаний; Екатеринбург уже пал. Во время боев под Верхнееуральском Николай Кашнрин был ранен. Решено было отступить в Белорецк [8;60].

 

2. Уличный бой в Белорецке. Август.      

Очень интересно описывает Иван Петрович Маркелов Белорецк 1918 года: «У Белорецка горы распахнулись широкой долиной.

С севера на запад горы подступили косматыми круча­ми вплотную. На восток и юг горы отступили.

Белорецк — заводы-братья, металлургический, весь прокопченный, сталепроволочный «Шишка», чистый, молодой, осели внизу — у огромного зеркала пруда.

Белорецк - рабочий столпился двумя поселками: глав­ный, большой с усадьбой прежних хозяев завода, базаром, церквами, на горе; малый, нижний, около «Шишки» — внизу.

На восток по долине, во ржах, по овсу ушла белая пыльная лента Верхнеуральского шоссе. К югу, через бо­гатую, кулацкую Ломовку, дальше в горы, на Магнитную — станицу казачью, идет торный добротный проселок.

В восемнадцатом по степям, станицам волком рыскали белые казачьи сотни. В станице Магнитной старшины, есаулы, кулаки, дворяне казачьи свили белогвардейское  осиное гнездо»[7;26].

На рассвете 1 августа белогвардейских кавалерийский отряд совершил налет на Белорецк. Пользуясь густым туманом, белоказаки незаметно подошли по долине реки Маты к городу и ворвались в него. Они хотели захватить врасплох партизан, внести дезорганизацию в управление войсками и оказать влияние  на ход операции под Верхнеуральском [4;38].

Однако они просчитались. Все население города во главе с раненным Н.Д.Кашириным поднялось на защиту партизанской столицы. В ходе ожесточенного боя отряд белогвардейцев был разбит и выброшен из Белорецка.

Вот как вспоминает об этом событии И.П.Маркелов:

“Весь Белорецк уже гремит пальбой, топотом, криками…

Стрельба, шум боя обняли весь верхний поселок. Стре­ляли на улицах, у выхода на верхнеуральскую и магнит­ную дорогу. Били залпами где-то у Белой. Поднялась тре­скотня в центре поселка, на площади, у пожарной каланчи, у водокачки. Вспыхивали то тут, то там пулеметные оче­реди.

Изредка вихрем проносились казачьи взводы. Полу­раздетые конники стерлитамакской сотни вырвались из дворов и унеслись к центру поселка, крича:

— Казаки угоняют подводы с грузом.

Взвод зарвавшихся казаков заметался под густой стрельбой из окон, с крыш. В другом месте казаки рубили одиноких, растерявшихся, бегущих партизан.

Вот казачий взвод напоролся на пулемет и повернул вон из поселка, неистово нахлестывая лошадей, теряя по улице сбитых лошадей и всадников.

Кучки полураздетых, в белье, полуголых стерлитамакских стрелков, цепляясь за ограды палисадников, за углы домов, сбивались в цепи.

По улицам носились сорвавшиеся с привязей лошади обоза. Подводчики, крестясь, залезали под телеги, прята­ли головы за нетвердые заграждения колес и мешков с кладью.      

Невдалеке от штаба Стерлитамакского отряда, выше к площади, выкатили бойцы несколько бревен. Заворотили несколько телег. Жидкая баррикада загородила улицу. За ней залегла цепочка человек в тридцать. Группа полуго­лых пулеметчиков взвода Салаватова выбежала из двора с «кольтом» и лентами. «Кольт» жарко застрочил, сметая с улицы пытавшийся вновь прорваться к штабу и казначейству казачий отряд, запутавшихся между двух огней своих подводчиков с лошадьми.

Улица впереди цепи опустела. Казаки умчались вниз, за окраину, к гумнам, к кладбищу.

Цепь поднялась, пошла вперед, прошла штаб, залегла у казначейства.

Костяк цепи был из бойцов второй рабочей стерлита­макской роты. Цепь об­растала новыми бойцами, выбегавшими из дворов, выска­кивавшими из окон.

Цепь росла, густела, спускалась вниз, наступала на кладбище.

Прискакали конные с вестями:

— Барлебен, адъютант отряда, собрав на площади  группу партизан, выбил казаков от водокачки и с базара.

— Казаки, отступив с главной площади, угнали не­сколько десятков подвод с грузом, но, настигнутые у выезда из поселка конницей стерлитамакской сотни, во главе с Киреевым бросили подводы и ушли в сопки.

— Трофим Уткин с бойцами своей третьей роты занял выход на магнитную дорогу. Казаки отходят к Ломовке.

— Левашевский взвод из рабочей второй роты, рас­сеяв прорвавшуюся к больнице группу казаков, идет вниз по Белой, к ломовской окраине поселка.

Картина становилась ясной: казаки, получив неожи­данный отпор, убирались восвояси, обратно в горы, на Магнитную, или отходили перестроиться для нового удара. Разрозненные, сколоченные из разных рот и команд, отряды в уличном бою оказались тверже казаков. При­сутствие Стерлитамакского отряда обескуражило налетчиков, въехавших в поселок с радужными мечтами о расправе над беззащитными, о богатой и легкой добыче.

Казаки еще держались около кладбища, но, очевидно, это был заслон. Простым глазом было видно, как отдель­ные казачьи стаи стягивались в направлении Ломовки” [7;30].

По уходящим казакам строчили пулеметы, ухали залпы.

Когда цепь вышла на линию кладбища, с завода, с группой партизан пришел Николай Каширин. Он, раненый под Верхнеуральском, лечился в белорецкой больнице. Казаки надеялись, что они поймают «изменника» офицера, большевика Каширина.

”Каширин шел медленно, опираясь на шашку. Присут­ствие его скоро стало известно всей цепи. Бойцы, итак окрыленные успехом, взволнованные жаром уличного боя, двинулись вперед еще быстрее” [7;30].

Казаки не приняли боя, быстро ушли на восток, к го­рам. В овраге, за Ломовкой, казачьи сотни построились и на рысях потянулись вверх, в лес, по дороге на Магнитную. Пулеметы взяли несколько очередей, громыхали залпами. Бесполезно. Казаки вне досягаемости.

Белорецкая больница приняла новые партии раненых. Среди них были и казаки. Стерлитамакский отряд потерял в этом бою убитыми и ранеными человек тридцать. Потери белоказаков были значительно больше. Уличный бой для нерастерявшейся пехоты всегда более выгоден, чем для кавалерии. Среди жертв были и мирные жители, подводчики, ло­шади обоза, поторопившиеся выйти к стаду коровы.

 

3. Совет командиров. Август.

2 августа состоялся военный совет в доме бывшего управляющего Белорецким заводом [8;71]. Тревожно было на душе у командиров. Попытка прорваться из вражеского кольца через Верхнеуральск потерпела неудачу. В прошедших боях партизаны понесли значительные потери, израсходовали большую часть боеприпасов.

Заседание было коротким. Обстановка не позволяла долго дискутировать. Военный совет должен был обсудить два вопроса: принять новый план похода и утвердить избрание В.К.Блюхера главкомом.

Вот как описывает это собрание в своих воспоминаниях И.П.Маркелов:

Взял слово Николай Каширин:

— Как видите, я не могу командовать. Надо прямо сказать, что мы и ошиблись. Наш план прорыва на Ека­теринбург был ошибочен. Был другой план Василия Кон­стантиновича, план соединения с Красной Армией в районе Камы. Вся обстановка говорит, что прав Блюхер. Надо ему и вручить командование. Он этого заслуживает. Бой­цы его уважают, пойдут за ним. Пусть создаст штаб, ру­ководит прорывом. Мы все будем ему помогать.

Вслед за Кашириным и Томиным все командиры вы­сказались за утверждение Блюхера главкомом.

Проголосовали. Избран единогласно.

Взял слово Блюхер.

— Товарищи — сказал он, обводя собрание изучаю­щим взглядом, —положение республики, положение наших отрядов тяжёлое. Этого нечего скрывать. Белочехи заняли большую территорию. Наши отряды — в кольце врага. Не сегодня–завтра враг будет стучаться в ворота Белорецка, нашей последней базы. Сидеть мы здесь не можем. У нас много бойцов, порядочно пушек, пулеметов, ружей. Но у нас почти нет продовольствия, в горах его взять негде. У нас критическое положение с патронами и снарядами. Мы подсчитали, и оказалось, что мы имеем по восемьдесят снарядов на орудие, по сотне патронов на бойца. Почти нет медикаментов, перевязочного материала, а раненых много, они будут прибывать. Нам надо идти, идти возмож­но скорее, не сегодня-завтра, не позже, и быстрее на сое­динение к своим, к Красной Армии. Куда идти — это сей­час надо решить. Идти надо там, где можно достать продо­вольствия, где меньше опасностей, идти туда, где мы боль­ше всего, как внушительная боевая сила, нужны респуб­лике, Пути только два. Или — к центральной России, к регулярной армии, или в Туркестан, к Зиновьеву. Последний  путь как будто, короче, может, и не так труден, но кто по­ручится за твердость туркестанского фронта? И где сейчас Зиновьев? И кто знает, как там у него в тылу: баи давно уже выступали, восставали. Мое мнение, мнение штаба, мнение большинства командиров отрядов — идти к глав­ным силам Красной Армии, на запад. За это есть и еще

веский аргумент. К нам прибыли делегаты от Калмыко­ва — он отсиживается с отрядом рабочих в районе Богоявленска. Усольцы имеют пушки и — что главное в нашем положении — порядочный запас трехдюймовых снарядов и патронов. Нам надо объединиться и вместе идти на запад.

Поднялись жаркие прения. Но перевес был на стороне предложения Блюхера. Его поддержали почти все командиры отрядов.

Проголосовали. Большинство подняло руки за «запад». Основной маршрут был намечен” [7;35].

Белорецк закипел в лихорадочной работе эвакуации, подготовке к отходу. Весь день, ночь без перерыва шла работа. Однако утром выступить не пришлось. Огромную работу по эвакуации, мобилизации подвод, продовольствия, устройству раненых нельзя было закончить в двадцать ча­сов.  

Ремонтировалось оружие, приводились в порядок повози, бруя. Перековывались кони. Все трудящиеся города помогали сводному уральскому отряду готовиться в дальний путь. Численность вооруженных сил отряда значительно возрасла. Больше требовалось хлеба, но хлебопекарни не удовлетворяли потребностей отрядов. На помощь пришли женщины. «Жены, сестры, матери рабочих Белорецка, - писал в своих воспоминаниях И.П.Козлов, - заботливо выпекали хлеб. Было сначала так: женщины узнавали тайком друг у друга, кто выпекает хлеб, какого он получается качества. Каждая стремилась как можно скорее и лучше испечь хлеб для красноармейцев – партизан. Получилось нечто вроде соревнования за качество выпечки хлеба. Порой доходило до того, что все женщины друг за другом незаметно следили: кто в какое время получал заказ, когда сдавал заказ и какого качества. Такое соревнование женщин за хорошую выпечку хлеба продолжалось все время, пока мы стояли в Белорецке.» [8;79].

Вся эта большая и разносторонняя подготовка партизанского соединения к походу протекала в процессе почти не затихающих боев.  Белорецк с востока опоясался пальбой. Из-под Верхнеуральска подошли белоказачьи части. Спешно навстречу противнику была брошена бригада Томина.                                    

Белоказачьи части бешено, но безрезультатно в тече­ние целого дня кидались на цепи красного заслона. На их глазах проходила эвакуация Белорецка. На запад, в горы, в облаках пыли, уходили красные войска и нескончаемые обозы.

Атаки белоказаков разбились о стойкость красного отряда. Части Троицкого отряда, руководимого Томиным, интернациональный батальон, баймакцы, стерлита­макцы, красный казачий полк имени Степана Разина (под командой Карташова) отбили попытки белых прорвать фронт и помешать отходу.                       

Замер в тревоге рабочий Белорецк, оставленный красны­ми войсками. Много семейств покинуто было отцами, мужья­ми, сыновьями — ушли они в рядах своего Белорецкого полка.

 

4. Легендарный  рейд. Август – сентябрь.

3 августа начался исторический, незабываемый поход Уральских краснопартизанских отрядов. Поход в тылу у белых. Красные части двинулись на Серменево,  Узян,  Кагу,  Авзяно-Петровский завод. Через горы и глушь, по трудному, вьющемуся по горам, перевалам Верхнеуральскому тракту. В авангарде, в голове двигались со своей кавале­рией А.Е.Карташов и Уральский отряд И.С.Павлищева, за ними В.К.Блюхер с главными силами. В центре шли обозы. Замыкал всю эту огромную колонну Верхнеуральский отряд И. Каширина. Белоказачьи части потянулись следом за красными, время от времени безуспешно атакуя их на остановках и в пути с тыла (фланги были защищены гор­ными ущельями).

Во время похода в селе Макарове (у выхода из гор, в сорока верстах к востоку от Стерлитамака) ночью со­стоялось второе совещание .командиров, решившее вопрос о дальнейшем направлении. Было два варианта. Первый предусматривал движение на Стерлитамак — Белебей — Казань, форсируя реки Белую и Каму. В этом случае продвигаться пришлось бы открытым пространством с опас­ностью удара белых со стороны Уфы и Самары. Второй вариант имел направление на Богоявленский завод, Иглино, Бирск, Красноуфимск, Кунгур. Этот маршрут имел многие преимущества: слева движение прикрывала многоводная река Белая, а справа — горный хребет. Выбрано было второе направление.

11 августа авангард красных отрядов (1-й Уральский  полк) в районе села Петровское, в тридцати километрах от Стерлитамака, наголову разбил белый отряд, пытавшийся загородить дорогу краснопартизанской армии. Остатки белых в беспорядке отошли в Стерлитамак.

Это был поистине исключительный поход. Сотни верст по горам — с обозами, артиллерией, многочисленными беженцами, лазаретами — даже тяжелораненые, не надеющиеся перенести дороги, боясь расправы белых, не посмели оставаться в больницах Белорецка и попутных сел и заводов. 

Не хватало продовольствия. В горах не хватало под­вод, а у имевшихся то и дело загорались немазаные колеса. Сзади то и дело наскакивали казаки. Впереди ожидали грозные своей неизвестностью опасности и лишения.  

Вышли из гор полуголодные, отвыкшие от печеного хлеба. Мяса в горах было достаточно. В отношении продовольствия стало легче, но было опасней. С трех сторон (только одна, восточная, была надежно прикрыта горами), наседали враги. Нападали в пути, налетали на остановках, преграждали путь, на переправах, старались сбросить в реки, разбить, разделить на части, рассеять, загнать обрат­но в горы, уничтожить. Белые газеты не раз шумно изве­щали о «гибели» красных отрядов, но потом вновь печатали новые сводки с «внутреннего» фронта, быстро надвигавшегося на Уфу. Вожди красных отрядов — Блюхер, Каширины, Томин «гибли» по нескольку раз. Головы всех  командиров партизанских отрядов были очень крупно оце­нены белогвардейцами. Обещали за пойманных живыми, за мертвых награды золотом, царскими, бумажками, натурой — быками, лошадьми. Но все напрасно. Красные отряды упорно шли вперед. Белые  терпели поражение за поражением.

Вскоре партизанская армия вошла в район Богоявлен­ского (Красноусольского) стекольного завода, где «отси­живались» красные отряды Михаила Васильевича Калмы­кова, Никиты Опарина, Барышева, Мешкова и Дамберга. В Богоявленском отряде было до 1100 человек пехоты, 200 сабель и 2 горных орудия [6;128]. Богоявленский отряд имел запас вооружения, полученный перед чехословацким восстанием из Уфы (3000 винтовок, 1000000 патрон, 100 гранат, 850 трехдюймовых снарядов). Этот запас был распределен между всеми отрядами, израсходовавшими в преды­дущих боях свои и без того скудные огневые средства [6;101].   

В Богоявленском районе отряды отдыхали несколько дней, переформировываясь и пополняясь. В итоге было сформировано пять пехотных полков, два кавалерийских и  несколько батарей (18 орудий). Всего в отрядах насчитывалось около десяти тысяч бойцов. При отрядах был большой общий обоз и несколько тысяч повозок, с тысячами эвакуирующихся семейств партизан и советских работников.

На военном совете в Богоявленске был намечен путь. Дальнейшего движения отрядов — на Зилим, Ирныкши, Архангельский завод, Иглино, где намечено было прорвать линию железной дороги. Против Уфы было решено провести демонстрацию, для чего был выделен особый отряд (бригада Томина) [6;112]. Желание некоторых командиров занять Уфу было оставлено. В стане белых движение красных от­рядов вызвало большую панику и Уфу занять не стоило бы особых трудностей. Но разведка установила, что Уфа не имела крупных боевых запасов, но могла втянуть в боль­шие невыгодные бой и поставить в опасное положение всю краснопартизанскую армию.

Из Богоявленска в поход выступили 16 августа.  В авангарде шел Уральский отряд И. С. Павлищева, в арьергарде — Богоявленский отряд М. В. Калмыкова.

Наиболее крупные бои этих дней — вторая половина августа — были в Ирныкшах, у Бердиной Поляны, у Род­ничков и в районе станции Иглино — Шакша, где был уничтожен чехословацкий батальон (демонстративное на­ступление бригады Томйна на. Уфу). В этих операциях —  у Ирныкшей, под Родничками и вблизи Уфы, у ст. Шакша, Зверево, Калтыманово, Кальтовка — особенно отличились полк имени Степана Разина под командой Карташова и 17-й Уральский стрелковый полк.

 

5. Встреча. Сентябрь.

После форсирования реки Урал открылась дорога на Красноуфимск и Кунгур, где, по сведениям разведки, находи­лись части регулярной Красной Армии. 12 сентября у деревни Аскино партизаны соединились с передовыми час­тями регулярной Красной Армии.

Так закончился героический поход уральских партизан в тылу врага.

Преодолены были огромные трудности и лишения. Участник партизанского похода А. Абаимов в своих вос­поминаниях пишет: «Переход, вернее, прорыв через уду­шающее кольцо белых был крайне тяжелым. Идти прихо­дилось по тесным лесным тропинкам, по обрывистому хребту Урала все время в условиях полнейшего окруже­ния противника и к тому же при остром недостатке пат­ронов, которые приходилось добывать исключительно с боем у противника.

Бойцы не знали ни дня покоя. Ни одна ночь не прохо­дила без боя. В течение 3 месяцев мы не имели возмож­ности даже снять оружие и раздеться. Платье на нас тлело, ссадины и ранения, разъедаемые насекомыми и грязью, нестерпимо зудели. На всем протяжении времени был сплошной бой. Но дух был непоколебим» [5;69].

Неожиданное прибытие в Кунгур неизвестных отрядов вызвало большой интерес у местных жителей. Бронзовые от загара, ветра и порохового дыма, партизаны поражали своей дисциплиной и сознательностью. Пестро одетые, с приколотыми ярко-красными лентами они выделялись всюду.

Первое, что можно было услышать от них: «А что, снаряды и патроны здесь есть? Можно нам будет получить?» [3;84]

Партизаны не роптали на усталость, плохое обмундирование. Они уже думали о новых боях. О подвигах южноуральских партизан и их легендарном рейде политработники 3-й армии довели до всех бойцов, что способствовало повышению настроения и боевого духа красно армейцев. Так, 22 сентября 1918 г. политический отдел 4-й Уральской дивизии сообщил, что настроение бойцов укрепляется, особенно под влиянием рассказов о легендарных подвигах блюхеровских отрядов, проникнутых сознанием необходимости победы и уверенности в ней. 1-й Красноуфимский революционный полк, лучший из полков дивизии, узнав, что части Блюхера без сапог, постановил — поделиться обувью с героями.

На заседании ВЦИК 30 сентября 1918 года была дана высокая оценка героическому рейду: «Переход войск тов. Блюхера может быть приравнен разве только к походам Суворова в Швейцарии». Будущий маршал Советского Союза В.К.Блюхер был удостоен боевой награды Советской республики – орден Красного Знамени №1.

 

6. Продолжение подвига.

Командование 3-й армии с согласия партизан, жаждавших но­вых сражений с врагом, решило незамедлительно направить их в бой. Партизанские части, за исключением Архангельского полка, включенного в состав 5-й Уральской дивизии, были включены в 4-ю Уральскую дивизию, понесшую большие потери.

Партизанские отряды реорганизуются в бригады. Из Верхнеуральского отряда формируется 2-я, из Уральского — 3-я, из Троицкого — 4-я бригады. Полк М.В.Калмыкова был включен в состав 3-й бригады. 2-й бригадой командовал И.Д.Каширин, 3-й — И.С.Павлищев, 4-й — Н.Д.Томин. 1-й бригадой, в которую были сведены остатки 4-й дивизии, командовал И.К.Грязнов. Начальни­ком дивизии стал В.К.Блюхер, его помощником — Н.Д.Каширин. Перед 4-й дивизией была поставлена боевая задача: занять пункты по линии Богородское — Суксунское — Осиновское и вести наступление на Красноуфимск — Бисертский завод с целью захватить Запаяно-Уральскую железную дорогу у станции Гробово — Шемаха [8;213].

В приказе от 21 сентября Блюхер писал: «Уверен, что вверен­ные мне войска, не раз разрывавшие железное кольцо врагов, пре­одолевшие препятствия природы на протяжении полутора тысяч верст и с честью вышедшие из тяжелых испытаний, обогащенные боевым опытом, покажут врагу, что какой бы боевой экзамен ни готовил нам враг, мы выдержим его с честью, ибо каждый из нас знает, за что он борется. Уверен и в том, что боевые товарищи, вступающие в нашу семью из состава бывшей 4-й дивизии, не­сколько упавшие духом под неудачами последних дней, забудут тяжелые дни и в дружном натиске сломят зарвавшегося врага и разобьют наемников буржуазии» [11;69].

Уже 24 сентября 4-я дивизия перешла в решительное наступ­ление. Ломая сопротивление врага, ошеломленного неожиданным появлением мощного красноармейского соединения, 4-я дивизия 2 октября освободила Красноуфимск. Были достигнуты успехи и на ряде других участков фронта действий 3-й армии. Наступление про­тивника в пермском направлении было сорвано [6;187].

Так без отдыха, с огромным воодушевлением ринулись блюхеровцы на врага. В этих боях они показали, что накопленный опыт борьбы на Южном Урале, в районах Башкирии не пропал даром. 4-я Уральская дивизия сразу же заслужила славу прекрасной бое­вой части. В разгар боев за Урал, пополнившись за счет двух бригад расформированном 3-й Уральской дивизии, 4-я дивизия была переименована в 30-ю стрелковую дивизию. В боях с Колчаком она прошла от Урала до Иркутска, за боевые действия, в районе которого она получила почетное наименование Иркутской. Пере­брошенная затем на Южный фронт, дивизия сыграла большую роль, в окончательном разгроме Врангеля и за героизм, проявленный при штурме Чонгарских укреплений, была награждена орденом Красного Знамени и удостоена высокого звания имени ВЦИК (Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет).

«30-я всегда оставалась,— говорил Блюхер,— победительницей на полях сражений в хмурых горах Урала, широких степях Зауралья, в суровой тайге Сибири, во время штурма бетонных твер­дынь Чонгара и в ликвидации последнего оплота буржуазии в годы  гражданской войны на Украине — авантюриста Махно» [6;89].     

30-ю Краснознаменную имени ВЦИК дивизию М.В.Фрунзе с гордостью называл «боевой жемчужиной Красной Армии» [4;124].

Это о ней пелось в популярной военной песне:

«От голубых Уральских гор

К боям Чонгарской переправы

Прошла Тридцатая вперед

В пламени и славе».

В пламени и славе, умножив боевые революционные традиции, прошла 30-я дивизия и Великую Отечественную войну. За новые выдающиеся заслуги, стойкость, мужество и героизм ее бойцов и командиров она была переименована в гвардейскую, и к ее зна­мени рядом с орденом Красного Знамени было прикреплено еще несколько боевых орденов.

Партизанская и фронтовая слава, добытая уральскими рабочи­ми, крестьянами, казаками, иностранцами-интернационалистами в жестоких боях с врагом, поистине бессмертна.


 

Заключение.

 

Можно смело назвать легендарный рейд уральских партизан одной из самых ярких страниц в годы гражданской войны.

Полторы тысячи километров (1500 км) прошли партизаны с ожесточенными боями. Этот победный марш не имел в то время себе равных по длительности и протяженности. Опыт рейда Блюхера потом будет применен в действиях советских партизан в годы Великой Отечественной войны.

А нам, белоречанам, нельзя забывать страницы из истории нашего города. Ведь в Белорецке не мало мест, связанных с трагическими днями гражданской войны. Названия улиц, памятники напоминают нам о бурных событиях, происходивших в городе: улица 40-а павшим, улица Красных партизан, обелиск 12-и павшим, памятники В.К.Блюхеру, П.В.Точисскому.

Так же мне хотелось бы поделиться другими открытиями, сделанными во время исследования. Может, они известны вам, но для меня они стали новыми приобретениями.

  Во-первых, в августе – сентябре 1935 года был совершен поход Белорецк – Уфа по рейду Блюхера с участием бывших партизан.

Во-вторых, такие походы по пути партизанского рейда проходили в 1957 г. и в 1977 г.

В-третьих, в нашем городе (а так же в музее) побывал сын маршала Василий Васильевич Блюхер. Он собиралматериал для своей книги об отце.

И размышляя над этими фактами, я мечтаю найти единомышленников, чтобы совершить поход по местам боевой славы. Ведь путешествие обогатит материал, собранный нами, и, может быть по-новому заставит посмотреть на рейд Блюхера и оценить его. И потом это прекрасная возможность посетить другие историко-краеведческие музеи.


Список использованной литературы.

 

1. Блюхер В.В. По военным дорогам отца. – Свердловск: Сред.- Урал. кн. изд., 1984.

2. Герасимов П.М.  Доблестный командарм. М., Политиздат, 1965.

3. Гражданская война в Башкирии. Воспоминания участников. / Под. ред.   П.А.Кузнецова. Уфа., Башк. гос. изд., 1932.

4. Душенькин В.В. Уральский рейд. М., Воениздат, 1973.

5. Лучевников П.С. Гражданская война на Южном Урале. Ч., Челябинское книжное издательство, 1958.

6. На Южном Урале. Воспоминания участников гражданской войны. М., Воениздат, 1958.

7. Недолин И.П. Рейд Блюхера. Перевал. Уфа, Башк. кн. изд., 1984.

8. Плотников И.Ф. Десять тысяч героев. М., Изд-во «Наука», 1967.

9. Ткачев А. Белорецк: страницы истории.(1743 – 1939 гг.). Бел., Белорецкий Дом печати, 2003.

10. Хрестоматия по истории Башкортостана. Часть II. 1917 – 2000 гг. – Сост. Гумерев Ф.Х. – Уфа:  Китап, 2001.

11. Янгузов З.Ш. Забвенья нет. – Хабаровск: Кн. изд-во, 1990.

Приложения

Легендарный рейд под командованием В.К.Блюхера.

Главнокомандующий Сводным Уральским отрядом Василий Константинович Блюхер.

 

Командующий Верхнеуральским отрядом Иван Дмитриевич Каширин.

Главнокомандующий

Сводным Уральским

отрядом до 2 августа

1918 года

Николай

Дмитриевич

Каширин.

 

Главнокомандующий

Сводным

Уральским отрядом

до 2 августа 1918 года

Николай

Дмитриевич

Каширин.

 

Штаб  4-ой

Уральской дивизии.

Слева направо:

сидят –

Н.Д.Каширин,

В.К.Блюхер,

Н.В.Баранов;

стоят –

А.Я.Леонтьев,

Р.П.Ваньян,

Н.Д.Томин.

 

Николай

Дмитриевич

Каширин

в 1917 году.

 

 

Командир

Белорецкого

полка

Алексей

Викулович

Пирожников.

 

Группа

командиров

Троицкого отряда.

Слева стоит

командир 1-го

Оренбургского

казачьего

полка

имени

Степана Разина

Газета

«Часовой революции»

от 22 сентября

1918 года

приветствует

блюхерцев.

Сообщение

в газете

«Уральский рабочий»

от 24 сентября

1918 года

о прибытии

в район

Кунгура

частей

Сводного

Уральского

отряда.

Город Белорецк. Памятник В.К.Блюхеру. Скульптор и архитектор Г.Кузнецов.

Автор композиции А.Малков.

Групповой снимок, сделанный в городском парке в честь 12-летия Белорецкого партизанского полка. Город Белорецк. 19 июля 1930 года.

Участники гражданской войны с представителями администрации города Белорецка.

Июль 1968 год.

Вторая сотня Верхнеуральского казачьего полка.

В центре командир сотни Семен Петрович Голунов. 1918 год.

К началу


 

Возрождение рода

Автор: Салимова Луиза,

ученица 7–а класса,

Научный руководитель:

Скурлатова

Светлана Михайловна,

учитель истории

г. Белорецк

2006

Оглавление

Введение.

Глава 1. Традиции моей семьи

Глава 2. Наш род – наш герб

Заключение.

Словарь генеалогических терминов.

Словарь башкирских терминов.

Введение.

 

 Актуальность исследования. На одном из занятий краеведческого кружка нам рассказали поучительную историю. В ней речь шла об ученом Л.В.Шапошниковой, которая около семи лет прожила среди племен, обитающих в горах и джунглях Индии, у которых до сих пор существует родовой строй. Они не знают ни электричества, ни машин, даже обычного колеса.

    Как-то раз в беседе с ученой уже немолодой женщиной племени тодо Тайсынпуф зашла речь о предках. Тайсынпуф быстро назвала всех своих родичей до седьмого колена (многие из них, оказывается, могут перечислить до двенадцатого колена). И с нетерпением ждала, когда Людмила назовет своих. Уже на двоюродных братьях и сестрах Людмила Васильевна запуталась, и Тайсынпуф с изумлением смотрела на нее. А дальше случилось почти необъяснимое: о ней стали заботиться всем племенем, носить еду, всячески оберегать, считая ее умственно неполноценной. Разве может нормальный человек не знать своих родственников до седьмого колена? Да, да, оказывается, может, но только не дикари, жившие в каменном веке, а сегодняшние, цивилизованные наши современники.[1]

    Историческая память.…Для всех народов она была священна, являлась всегда предметом неустанной заботы любого общества, в том числе и у башкир. Как бесспорная истина, как жизненная необходимость передавался из рода в род, из поколения в поколение, например, неписаный закон: «Башкир должен знать три вещи: 1) свое происхождение,2) значение и толкование названий звезд,3)знание преданий и эпических сказаний».[2]

    И если последние две задачи мы еще выполняем, изучая культуру, литературу и историю родного края. То с первой задачей мало кто справится. Чтобы не превратиться в «Иванов, не помнящих родства», нам просто необходимо восстановить традицию изучения родословной.

    Я стала изучать историю и традиции своей семьи, рода. Это и определило выбор мною темы исследования: «Возрождение рода»

    Цели исследования.

1.  Воссоздать и изучить свою родословную.

2.  На основе полученных знаний о своем роде составить семейный герб.

    В соответствии с поставленной целью, выдвинутой темой исследования, я определила следующие задачи данной работы:

1)  построить родословное древо, составить герб;

2)  собрать биографические данные, интересные фрагменты из истории моей семьи;

3)  изучить литературу, которая помогла бы мне в исследованиях.

    Библиографический обзор. Вообще в последние годы появилось много публикаций о родословии. Периодические издания помещают на своих страницах материалы, которые подсказывают, как построить родословное древо, где найти материал. В своем исследовании очень часть опиралась на статьи из журнала «Ватандаш». В списке литературы я указываю эти публикации.

    Заслуживает внимание книга В.С.Мартышина «Твоя родословная». Она посвящена изучению истории семьи. Автор рассказывает о том, как преподается в Ивановской сельской школе Ярославской области предмет «Духовные традиции русской семьи». Его приемами работы сможет воспользоваться каждый, кто прочтет книгу и захочет прикоснуться к тайнам своего рода.

    Представляет интерес книга Яппаров Х.М. «Наше шежере: история еланских башкир». Автор, кандидат экономических наук Хазгали Муллагалеевич на основе архивных материалов, шежере деревень и других источников рассказывает об истории одного из крупных поселений башкир племени Елан, проживающих на западе Башкортостана, об их отношении к земле, участии в социально-экономических потрясениях о культуре, ремеслах, языке. В книгу включены составленные автором родословные еланских башкир. Она рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся прошлым и настоящим своего края.

    При изучении происхождения башкирских родов и племен, их передвижения и их атрибутов я опиралась на книги Асфандиярова А.З. «История сел и деревень Башкортостана», Самситовой Л.Х. «Реалии башкирской культуры», Кузбекова Ф.Т. «История культуры башкир».

    При составлении семейного герба я опиралась на энциклопедии и словари символов, знаков, эмблем Похлебкина В.А., Андеевой В. и др.

 

Глава 1.   Традиции моей семьи.

Почувствуй стык времен плечами.

Ведь ты всего лишь знак кольца

В цепи, которой нет начала

И не предвидится конца!

            С. Викулов. «Память рода».

 

    С древних времен у многих народов сложился обычай изустной, а позднее и письменной передачи истории родов и племен. На этой основе возникли хроники европейских народов, скандинавские саги, славянские летописи и родословные тюркских народов. Таковыми являются и башкирские шежере (генеалогические летописи). Кстати, в переводе с арабского «шежере» означает дерево.[1]

    Древо рода – это всего лишь небольшая, видимая частица моего труда, первый шаг на пути изучения рода, на котором идет установление личностей, т.е. имен. Рассматривая схему родословного древа (приложение №1) она мне напоминает множество мелких речушек, сливающихся с более крупными в одну реку. А еще кровеносную систему в человеке.… А еще это очень похоже на дороги «Есть главная дорога, а к ней примыкают дороги поменьше, сельские, тропинки…»

    Но это лишь внешнее сходство. Во всем том, с чем я только что сравнивала родословное древо, есть главное и второстепенное – побеги, ветви, притоки, тропы, дороги, а здесь, в моем чертеже – все главное, каждая веточка, каждая тропка. Ведь мои предки, скрывающиеся за каждой веточкой, прожили жизнь разной длины и судьбы.

    Отец моей матери, Сайфуллин Кагир Галимьянович, был убит. Документы, которые он взял с собой в дорогу, пропали. В нашем семейном архиве осталась только маленькая фотография.

    Другой мой дедушка – умер рано. Единственное, что мог мне рассказать отец, что работал он на заводе – БМК, в 11 цехе.

    Невеселая судьба была у бабушки, Галиной Гульнафисы Галимьяновны, ее родители развелись. Она осталась с отцом, а брат с матерью. Вначале они встречались, но затем, переезжая из одной деревни в другую, родственные связи прервались. Только после смерти отца, мать переехала жить к дочери. Глядя на свое родословное древо, я вижу, что нарушилась связь времен, поколений. И моя задача – преодолеть те провалы в памяти, которые нарушили единство рода. И задача эта очень трудная.

    Не любопытство говорит во мне, когда расспрашиваю я своих родственников, и когда хочется мне запечатлеть каждую мельчайшую черточку прошлого, чтоб не стали они  для меня утерянными. Нет – это чувство ответственности перед будущим, исполнение долга и почтение к прошлому, исполнение заповеди о почитании предков. И мне мучительно думать, как терялись сведения о нашем прошлом, наши портреты, наши документы. И вместе с тем остро сознается и звучит в уме: «Теперь – или никогда». Да, с каждым днем может быть поздно… Мне дорог всякий клочок, всякая строчка, ибо и малое бросает иногда неожиданный свет на самое важное, да, наконец, просто дороги и милы самые мелочи.

    И мне приятно осознавать, что не все утрачено. В моей семье продолжают жить семейные традиции. Первая из них – называть своих детей красивыми, необычными именами. Когда я стала задавать вопрос: «Почему меня, тебя так назвали?» То выяснилось, что выбор имени в нашем роду не был случайным.

    Когда мама лежала в больнице. Врачи предполагали, что будет мальчик. Но 31 октября 1991г. в 22ч.35мин. родилась я. Поскольку папе нельзя заходить в больницу, они с мамой общались через окно. Мама предложила назвать меня Эльвирой, а папа Луизой. Мама удивилась и спросила, откуда он взял это имя. А папа сказал, что перед тем как ехать сюда посмотрел фильм. И там, у одного мужчины тоже родилась дочка, и он назвал ее Луизой. Позже читая «Именник» я выяснила, что это имя означает «красивая, жизнерадостная, счастливая».

    Мой дедушка тоже подбирал имя для своей дочки, основываясь на красоте и необычности. Мою маму назвали Венерой, потому что ее папа решил, что это имя принесет ей много удачи в жизни. Хотя он не знал, что это имя древнеримской богини любви.

    На выбор имени для моего отца, сыграл тот факт, что в семье уже было два сына – Айдар и Хайдар. И родители решили назвать его Ильдар, чтобы имена братьев были созвучны.

       Другая традиция, которая ведется у нас по материнской линии – это передача от матери к дочери кольца и сережек. Кто первый это стал делать – никто не знает. Откуда этот гарнитур – никто не помнит. Только удалось восстановить, что ведется эта традиция на протяжении уже пяти поколений.

       Прямо скажем, незавидная у нас с вами роль – восстанавливать разрушенное. Но делать это крайне необходимо. Необходимо восстановление и всего лучшего, что содержало в себе семейная традиция. Итак, вот тот закладной камень для фундамента семьи, возрождающей традиции рода. Она основа, идеология, дух всякой семьи, стремящейся к совершенству.  Все остальное – лишь приложение. Потому как каждый здравомыслящий человек понимает: когда речь идет о восстановлении традиции, то имеется в виду не возвращение в эпоху, а возвращение к тем утраченным ценностям, которые отдельного человека, семью, род, государство делали сильными и могущественными.

 

 Глава 2. Наш род – наш герб.

                                Я люблю это таинство рода,

                                Дух семьи, продолжающий жить,

                                Заставляющий сердце народа

                                С красотою былого дружить.

                                                С.Копыткин «Очерк Растрелли»

        В этой главе речь пойдет о гербе как об очень важной составляющей изучения и воссоздания родословной. На занятиях кружка нам рассказывали, что гербы имели лишь знаменитые роды. Большинство же населения просто не имело права на свой герб. В наши дни встречается немало людей, которые восстанавливают вместе с семейными традициями и такие реликвии, как родовой герб. Конечно, тем, кто его имел по родовому наследству, легче, за них все уже «обдумали» предки, и им герб предстоит только воссоздать. А как же быть потомкам не столь именитых фамилий, каких подавляющее большинство?

       Но если в дореволюционные времена в отношении права на герб имелись соответствующие законы, то в наши дни нет каких – либо ограничений, наличие герба или других каких – либо атрибутов родового наследства является сугубо личным делом, а вот поэтому каждый может без какого – либо разрешения создать символику своего рода. Это, кстати, и происходит сегодня – многие семьи, дорожащие традициями, формируют свой герб.

       Так как символы имеют непосредственное отношение к делу рода, к жизни его представителей. То герб отображает, прежде всего, смысл существования рода.

       Изучая историю башкирских племен, я узнала,  что каждое племя имело свои атрибуты  (т.е., свои существенные определители, признаки). Таких атрибутов было четыре. Это тамга (клеймо), дерево, птица и оран (клич). Поэтому я решила, что эти атрибуты   должны присутствовать в нашем семейном гербе.

       Вначале я попыталась установить к какому племени мы относимся. Но каждая башкирское племя включало в себя несколько родов. Количество родов в племенах было различным. Род в свою очередь делился на родовые подразделения. Таким образом, я установила, что башкирские племена – это объединения различных по происхождению родов и сложные по своей структуре. К сожалению, мне не удалось восстановить принадлежность к какому – либо племени, так как живущие ныне родственники не задавались таким вопросом и не спрашивали об этом у старшего поколения. Пока мне только удалось установить, что все мои родственники проживали в Белорецком районе, что дает мне возможность отнести нас к племени катай[2]. Но это пока только предположение, так как тамга катайцев , - балга (инструмент для выдалбливания бортей) не похожа на нашу семейную тамгу.

    У нас сохранилась тамга, которую использовал мой дедушка для того, чтобы клеймить лошадей. Эта тамга стоит  и на некоторых изделиях, которыми пользовалась моя семья. По конфигурации тамга чем-то напоминает свастику – символ солнца, а так  же расческу  или грабли . Так как каждое племя имело до 150-ти тамг, а в литературе приводят лишь  наиболее распространенные, и мне не удалось соотнести ее с каким-либо племенем. Эта работа кропотливая и требует не одного года. Трудность еще возникает с тем, что из истории я узнала, что тамга из общеродового единства рода стала семейным. И неграмотные люди вместо подписи ставили свою тамгу[3].

    Собрав доступные истории (материал, знания) о моем роде, мы всей семьей составили герб.

    Самым важными элементами герба является щит. На протяжении столетий щитом пользовались как для защиты, так и для демонстрации своих символов. Именно он содержит информацию о владельцах герба. И именно содержание щита должно отражать главную идею рода.

    Хотя у тюркских народов форма щита круглая или овальная, я выбрала наиболее распространенную форму – классический, геральдический щит .  Цвет щита – серебряный. Как символ чистоты, невинности.[4] Еще из статьи Казбулатовой Г. я узнала, что многие народы предпочитали серебро, зная о лечебных свойствах ионов серебра.[5] Обрамлен щит золотой полосой, так как этот цвет служит символом богатства, справедливости, великодушия. А ещё это цвет солнца.[6] На золотой полосе я расположила в виде орнамента семейную тамгу, как связь с нашими предками.

        Из книги Мартышина я выяснила, что дочери могли перенимать герб отца, но изображенным в рамке, имеющей форму ромба без шлема и «креста» (у мусульман «месяца»). В международной символике ромб – это графический символ всесторонней активности.[7]  Из истории башкирского орнамента я знаю, что ромбический мотив составляет земледельческую основу башкирского орнамента. Ромб постепенно становится идеограммой жизни и блага. Ромб интерпретируется то в своей плоскости, то за своими пределами, превращаясь в многоплановые модификации.[8]

            

Очень часто мастерицы давали названия элементам. Ромб типа русского репья – «цветок». Этот элемент моя бабушка всегда вышивала на всех платочках и скатертях. Поэтому я расположила этот символ в центр щита, в память о том, что именно женщины хранили семейные традиции и реликвии в нашем роду. А так же, что именно женщина взялась за воссоздание родословной (это я).

       В оконечности ромба, внутри фигуры я расположила солнце – символ истины, правды, премудрости, провидения и плодородия. Вообще солнце – это древнейший космический символ известный абсолютно всем народам земного шара и являвшийся на протяжении многих тысячелетий основным, главным символическим знаком для подавляющего большинства народов, означавшим божество жизни, источник жизни, жизненную силу. Солнце – символ красоты света, богатства, изобилия.[9] Положение солнца в гербе определяют лучи. Если они поднимаются снизу вверх от диска солнца, расположенного в основании гербового щита, то солнце называется восходящим, ибо оно означает, символизирует прогрессивное развитие.[10] Этот символ для будущих поколений, так как я надеюсь, что изучением истории семьи будут заниматься и после меня, что больше связь поколений не прервется.

       Составление, подбор элементов щита может занять у нас не один год. В процессе работы над гербом содержание его может меняться. Именно поэтому на этой части герба я больше ничего не планирую, оставляю «свободные поля». Так как в процессе работы по изучению родословия могут открываться новые интересные факты.

       Другие важные элементы герба – поддерживатель щита, а также девиз. В качестве фигуры «поддерживателей» мы с отцом  взяли коня – как символ мужества и благородства. Если учесть огромное транспортное и военное значение лошади вплоть до середины XIX века для всего человечества, то станет особенно понятно, почему конь приобрел такое колоссальное значение в символике, эмблематике и геральдике всех народов.

       В классической геральдике считалось, что конь совмещает в себе все лучшие свойства нескольких животных: храбрость льва, зоркость орла, силу вола, быстроту оленя, ловкость лисицы.[11] Так же это один из самых популярных образов в башкирском фольклоре – крылатый конь, он даже возведен в ранг богов – небожителей.[12] Да это и понятно, так как богатство рода отсчитывалось количеством лошадей. И в нашей семье всегда держали коней. Только сейчас, когда мы стали горожанами, перестали держать коней.

       Кони – поддерживатели стоят на основе, поддерживающей собой полянку с зеленой травкой. В память о том, что когда-то башкиры вели полукочевой образ жизни. А так же зеленый цвет занимает особое место в цветовой символике ислама. Это цвет весенней растущей травы. Он означает возрождение, пробуждение возобновление жизни.[13]

       Как было сказано раньше, атрибутов было четыре. На нашем гербе осталось разместить дерево, птицу, и оран (клич, девиз).

       Дерево, птицы – отголоски древних языческих верований башкир. Поклонение деревьям в целом характерная черта древних тюрков. По их мнению, деревья обладали чудодейственной силой.[14] Тюркская богиня Умайя, олицетворяющая земное естество, спустилась с неба с двумя березами.

       В старинных славянских поверьях я прочитала о связи березы с душами умерших, кое–где её считали воплощением душ умерших родственников.[15]

       При всей своей кажущейся противоречивости символика березы выстраивается в единый и стройный ряд: женское начало – мать – Земля – души умерших – смерть и воскресение.[16] Обычай хоронить под деревом  или сажать дерево на могилу усопшего, связан с языческими поверьями. Этот обычай сохранен в нашей семье. На могилах дедушек посажены березы. Поэтому позади щита я расположила эти священные деревья, а над ним парит сокол, как символ красоты и храбрости, ума.[17]

       Оран, как правило, состоял из названия рода или племени. А как было сказано ранее, мне не удалось проследить принадлежность к какому – либо племени. Поэтому девиз – оран, который должен писаться на ленте, в состав герба я не включила. Но надеюсь, что он в процессе исследования появится на нашем семейном гербе.

       Фамильные гербы – пока ещё мало распространенное явление в нашей жизни и поэтому у геральдики большое будущее. Сегодня мы с вами еще не можем сказать, каким образом отразиться на развитии этой науки почти восьмидесятилетний перерыв в геральдической традиции. Думается, что со временем у нас начнут складываться вновь известные роды и семьи. И пока еще сложатся определенные и строгие геральдические каноны, за соблюдением которых будет следить государственная служба, у нас есть возможность пофантазировать, посочинять, проявить свободу в сочинении собственного герба.

       Впрочем, вы согласитесь, что работа над составлением фамильного герба по интересу не уступает работе над древом рода, и, является своеобразным подведением итогов в наших поисках если хотите, наглядное графическое отображение того, что нам удалось обрести при изучении истории семьи.

Список использованных источников и  литературы

[1] Кузбеков Ф.Т. История культуры башкир. – Уфа:Китап, 1997. с.35

[2] Асфандияров А.З. История сел и деревень Башкортостана. – Уфа: Китап., 1998. с.80

[3] Кузбеков Ф.Т. История культуры башкир. – Уфа:Китап, 1997.  с.19

[4] Мартышин В.С. Твоя родословная. – М.: Школьная пресса, 2000. с.187.

[5] Казбулатова Г. Язык костюма. // Ватандаш. 2003. №4. с.82.

[6] Похлебкин В.В. Словарь международной символики и эмблематики. – М.: Междунар. отношения, 2001. с.216.

[7] Похлебкин В.В. Словарь международной символики и эмблематики. – М.: Междунар. отношения, 2001. с.598.

[8] История и культура Башкортостана. Хрестоматия./ Под ред. Ф.Г. Хисаметдиновой. – М.:АО МДС, 1997. с.220.

[9] Бауэр Р., Дюмотц Ир, Головин Слопедия символов – М.:Крон – Пресс, 1998. с.461

[10] Похлебкин В.В. Словарь международной символики и эмблематики. – М.: Междунар. отношения, 2001. с.432.

[11] Похлебкин В.В. Словарь международной символики и эмблематики. – М.: Междунар. отношения, 2001. с.201.

[12] Самситова Л.Х. Реалии башкирской культуры. – Уфа: Китап. 1999. с.142

[13] Казбулатова Г. Язык костюма// Ватандаш. 2003. №4. с.83.

[14] Кузбеков Ф.Т. История культуры башкир. – Уфа:Китап, 1997.  с.19

[15] Азнабаев Б. О происхождении первых уфимских дворян.// Учитель Башк. 1995.№9. с.63.

[16] Бауэр Р., Дюмотц Ир., Головин С. Энциклопедия символов – М.:Крон – Пресс, 1998. с.77.

[17] Похлебкин В.В. Словарь международной символики и эмблематики. – М.: Междунар. отношения, 2001. с.428.

 

Заключение.

 

    В книге Яппарова Х.М. я прочитала, что в последнее время у нас появилось много манкуртов, не признающих свою национальность, свой род. И таких людей перешедших в другую нацию стало много в нашем районе. По последней переписи населения некоторые коренные башкиры записались татарами[3]. В чем дело? Почему так произошло? Скорей всего причина в том, что люди потеряли свои корни.

    Мне кажется, если люди начнут писать историю своей семьи, то почувствуют под своими ногами прочную основу, фундамент. Нет, мы не перекати – поле, не Иваны, не помнящие родства, не манкурты, забывшие имя Родины, и малой и большой. Мы наследники великих традиций.

    За год работы у меня скопилось немало материалов, но все они пока еще на черновиках, в рабочей тетради. Это родословное древо – это своего рода схематичное изображение моего рода; герб – символическое отображение идеи рода; архив домашний музей – содержание жизни моих предков. Но я считаю, что стою только в начале пути, ведь познание рода бесконечно. И то, что я делаю – делаю не только для себя, но и для последующих поколений.

    У меня планы на лето: поехать к дедушке, расспросить его о нашей семье, установить к какому племени мы относимся. Собираюсь заняться поколенной росписью, в которой дается своеобразная краткая характеристика всем известным членам рода. Устанавливать родственные связи… Поэтапно описывать жизнь и деятельность членов рода. Как видите, работа по написанию истории семьи может длиться всю жизнь.

    Трудно не согласиться со словами Бажайкиной А.: «Я уверена, что не нуждается ни в каких доказательствах то очевидное положение, что составление родословных есть дело чрезвычайно трудоемкое, общественно ответственное и весьма человеколюбивое. Последнее обстоятельство особенно ценно для нас, ибо вряд ли найдется другой какой жанр устной или письменной словесности, замысел, корень, стержень, ядро которого заключались бы именно в человеколюбии, в жизнелюбии, в восприятии человеческой жизни как непрерывного творческого процесса»[4].

    Свою работу мне хотелось бы закончить назидательным стихотворением Уметбаева из книги «Башкирские родословные»:

                                                                           Весь сей труд, свой я в сознании составлял

И черты рукою собственной писал.

Я уйду, - и пусть останется мой след,

Муж лишь тот, кто оставляет в жизни след.

Но следа, коль не осталось от него

Значит, мир сей был неведом для него.

Пусть останется хоть имя от тебя,

В этой жизни цель должна быть у тебя.

Только в этом тщании, брат мой.

И молитва чтущих будет над тобой.[5]

 

Словарь генеалогических терминов

 

В заключение считаем уместным напомнить читателям, как определялось родство и относящиеся к нему термины:

* Род есть связь всех членов семьи мужского и женского пола, от одного общего родоначальника происходящих, хотя бы не все из них носили его имя или прозвание.

* Близость родства определяется линиями и степенями. 

*Связь одного лица с другим посредством рождения составляет степень, а связь степеней непрерывно продолжающихся, составляет линию.

* Степень, от которой происходят две или более линии, называется в отношении к ним коленом, а к линии в отношении к своему колену отраслями или поколениями.

* Линии суть трех родов: нисходящие, восходящие и боковые или побочные.

* Нисходящая линия составляется из степеней или рождений, простирающихся от данного лица к его сыну, внуку, правнуку и т.д. к его потомству.

* Линия восходящая составляется из степеней, идущих от данного лица к его отцу, деду, прадеду и т.д. к его предкам.

* В нисходящей и восходящей линии считается столько степеней, сколько есть рождений. Посему, в нисходящей линии сын занимает первую линии, внук - вторую, правнук -  третью и т.д.; в восходящей первую степень занимает отец, вторую - дед, третью - прадед и т.д.

* В линии боковой степени равномерно считаются по рождениям, начиная от данного лица и восходя по прямой линии к общему родоначальнику, а от него, переходя по линии нисходящей, к тому родственнику, коего степень родства отыскивается. Посему, два родные брата находятся во второй степени родства, дядя и племянник -  в третьей, двоюродные братья - в четвертой, сын двоюродного брата - в пятой, внук двоюродного брата - в шестой и т.д.

* Первая боковая линия исходит от первой восходящей степени, т.е. от отца и матери данного лица, и простирается к братьям и сестрам его, от них к племянникам и т.д.

* Вторая боковая линия исходит от второй восходящей  степени, т е. от двух дедов и двух бабок, и простирается к дяде данного лица, от него к двоюродному брату и т.д.

* Третья боковая линия исходит от третьей восходящей степени, т.е. от четырех дедов и четырех бабок, и простирается к их нисходящим.

* При всяком определении близости родства за доказательство принимаются приходские (метрические) книги и, смотря по званию лиц, коих родство отыскивается, родословные дворянские книги, городовые обывательские книги, ревизские сказки и прочие акты состояний.

* Степень кровного родства, в коих брак дозволяется или возбраняется, так же и степень свойства (связь по женитьбе, по замужеству) и родства духовного определяются постановлениями церкви (мечети).

* Необходимо также помнить о том, что родственники бывают: «Полнородные, или в ближайшем смысле родные – от одних и тех же отца и матери. Единокровные – от одного отца, но разных матерей. Единоутробные – от одной матери, но разных отцов».[6]

 

Прикладные генеалогические символы.

 

родился 

погиб в битве   

умер вступил в брак

похоронен разведен

 

Словарь башкирских терминов.

 

    Акбузат  — легендарный крылатый конь, переводится как «серая лошадь».

По сведениям арабского путешественника Ибн-Фадлана, башкиры поклонялись тринадцати богам, среди них выделялся "особый бог лошадей". Следы поклоне­ния коню мы находим в башкирском героическом эпосе "Урал-батыр", где чудесные крылатые кони Акбузат и Сарат возведены в ранг богов-небожителей. Акбузат является конем Хумай — дочери небесного царя Самрау, рожденной от его жены Кояш (Солнце), а Сарат принадлежит дочери Самрау — Айхылу, рожденной от жены Ай (Луны). В сказаниях "Урал-батыр" и "Акбузат" богатырский конь Акбузат выступает в роли покровителя героя и родоначальника земных лошадей. Божественный конь Акбузат  после гибели своего батыра, по велению Хумай, спускается с неба на землю и пригоняет на Урал небесных коней, которых прируча­ют башкиры.

Катай — название одного из башкирских племен.

Ядром этого объединения были катайские роды, ко­торых в XIX в, насчитывалось три: улу-катай, бала-катай и ялан катай. Эти три рода составляли зауральскую и вос­точную часть башкирского племени катай. Западнокатайские роды занимали территорию по северным отро­гам Южно -Уральского хребта, “по Инзерю и вверх по Белой”. Восточные катайцы в XVIII и, тем более, в XIX в. расселялись не сплошным массивом. Согласно реестру башкирских волостей, составленному в 1730 г. в Уфимской провинциальной канцелярии, Бала-Катайская волость располагалась "по обе стороны Урала по озерам и по речкам". Однако в XIX в. расселение восточных катайцев изменилось. Бала-катайские и улу-катайские башкиры занимали к этому времени терри­тории по восточным отрогам Уфалейского хребта, по верховьям рек Теча и Караболка, а также вокруг близ­лежащих озер. В настоящее время улу-катайские и бала-катайские деревни входят в Кунашакский и, частично, в Аргаяшский районы Челябинской области, Часть улу- и бала-катайцев осталась в северо-восточной части Уфимской губернии, по течениям pек Большой и Малый Ик, правых притоков р. Ай. В источниках XIX в. эта часть катайцев называется белян-катайцами или просто белянковцами, Ялан-катайцы расселялись вокруг многочисленных озер севернее р. Уй, притока Тобола. В настоящее время потомки ялан-катайцев живут, главным образом, в Альменевском районе Курганской области. Ядро ялан-катайского рода составляют те же улу- и бала-катайцы, пересе­лившиеся в XVII — ХVIII вв. на просторы приуйских и притобольских степей.

Башкирское племя катай этнически восходит, на наш взгляд, к кара-китаям, или к китаям, упомяну­тым в надписи Кюль-Тегина. Кроме сходства этнони­мов, это подтверждается хотя бы тем, что в историчес­ких преданиях и легендах башкир-катайцев Алтай ча­сто фигурирует в качестве их древней родины.

Кушъяулык платок-покрывало (большой красочный платок, которым накрывались замужние молодые или средних лет женщины).

В Челябинской и Курганской областях их носили еще в 50—60-е годы в течение одного - двух лет после свадьбы — пока молодая жена "не привыкнет к родне мужа". Сохранились эти уборы кое-где на северо-восто­ке республики. В первые десятилетия нашего века, по словам информаторов, в бассейне Ая и восточного Ика их носили лет до 30, в восточном Зауралье — до 40.

Представление о головном уборе-покрывале может дать описание кушъяулыка, приобретенного С. И. Руденко в 1906 г. в дер.Сары, находящейся ныне в Кунашакском районе Челябинской области. Это большой платок-покрывало размером 227х114 см. Его украше­нием служат позумент и мелкие монеты, пришитые по краю около лица. Он был приобретен вместе с головной повязкой баш бэйзэмес — маленьким ситцевым плат­ком, который складывался косынкой и повязывался под кушьяулык на лоб, а концы завязывались на за­тылке.

Селтер, селтэр — нагрудник (женское украшение, сделанное из серебряных монет и красных кораллов).

Нагрудник был массивным, закрывал грудь и спус­кался ниже талии на 15 — 20 см. Плетенная из кораллов сетка занимала нижнюю половину украшения, она за­вершалась коралловой бахромой.

Тамга  — 1. Родовой знак; тамга в виде лунного серпа.

        2. Клеймо, тавро; выжечь тавро, заклеймить.

        3. Ист.: подпись, печать (личный знак в виде родовой или семейной тамги). 

Тамга  вообще — знак собственности, который башкир ставил на принадлежащих ему вещах. Так, башкир, отыскав в общинном или родовом лесу дерево с пчелами (борть) или выбрав для борти особое дерево, ста­вил на нем свою тамгу, после чего оно считалось его собственностью. Башкиры таврили также животных, заклеймив их своей тамгою, ставили тамги на орудиях охоты, рыболовства и пчеловодства, на предметах домашней утвари и проч. Со временем тамга начала применяться вместо подписи на различных официальных договорах и доку­ментах .

По определению Д. Н.Соколова, которому мы обяза­ны тщательным исследованием башкирских тамг, башкирская тамга есть знак семейной собственности или собственности домохозяина. И действительно, в южной и центральной Башкирии, каждый глава семьи, домохозяин имел свою особую тамгу, которую он клал на принадлежащие ему, и следовательно семье, предметы. Такое определение тамги применимо не ко всем башкирам, и Д.Н. Соколов несколько переоцени­вал значение тамг при изучении происхождения башкир. Он считал, что разбор тамги и сличение ее с тамгами других башкир той же деревни или волости — единственный способ проверить происхождение башкира, т.е. определить, к какому племени (роду) он принадле­жит.                                                                                                     

Тулпар крылатый конь. Один из самых популярных образов в башкирском фольклоре — крылатый конь - тулпар. По представле­ниям башкир, крылья тулпара никто не должен ви­деть: он их расправляет лишь в темноте. Перед тем, как взлететь, тулпар советует герою закрыть глаза. Если батыр увидит крылья тулпара, конь погибает. Поэтому суеверные башкиры, подходя ночью к табуну, давали знать о своем приближении, чтобы тулпар успел спря­тать крылья. Башкиры верили, что сами лошади в ко­сяке предупреждают мифического коня об опасности.

Шежере, шэжэрэ, шажара  — родослов­ная, родословие; генеалогическое дерево.

Башкирские шежере — своеобразные письменные памятники, относящиеся к XVI — XIX вв., а некоторые из них — и к более ранним периодам. В эти записи башкиры вносили имена предводителей своих родов, наряду с перечнем имен включали и сведения об исто­рических событиях, имевших место при том или ином родоплеменном вожде, о фактах из жизни родов и пле­мен.

Башкирские шежере в известной степени носят эн­циклопедический характер. В них содержатся различные сведения по истории и быту народа в целом и отдельных родов, описание нравов, обычаев, юридических и морально-этических норм, образцы народного творчества,

На основе того, что шежере составляются грамотными людьми и нередко имеют установленное авторство, их можно причислить к образцам индивидуального творчества, но, с другой стороны, участие нескольких аксакалов в составлении многих из них и дополнения, вносимые из поколения в поколение, создают цепочку коллективного творчества. Поэтому их структура многослойна, а стиль разнороден.     

 

Приложения

 

Воспоминания Салимова Ильдара Хайдаровича (моего отца)

***

       Когда твоя мама лежала в больнице, врачи предполагали, что будет мальчик. Но 31 октября 1991 года в 22 часа 35 минут родилась ты. Поскольку мне нельзя заходить в больницу, мы с мамой общались через окно. Мама предложила назвать тебя Эльвирой, а я – Луизой. Мама удивилась и спросила, откуда я взял это имя. А я сказал, что перед тем как ехать сюда посмотрел фильм. И там, у одного мужчины то же родилась дочка, и он ее назвал Луизой… Название фильма не помню.

* * *

       Поскольку, когда я родился, до меня в семье уже было два брата. И родители решили назвать меня Ильдар, чтобы имена братьев были похожи. Первый – Айдар. Второй – Хайдар. Третий – Ильдар.

* * *

       Твою маму назвали Венерой, потому что её папа решил, что это имя красивое, необычное и оно принесет ей много удачи в жизни.

 

 

Список использованных источников и  литературы

 

[1] Яппаров Х. Шежере деревни Дюмеева.// Ватандаш. 1998. №7. с. 199

[2] История и культура Башкортостана. Хрестоматия./ Под ред. Ф.Г. Хисаметдиновой. – М.:АО МДС, 1997. с.392

[3] Яппаров Х.М. Наше шежере: История еланских башкир. – Уфа: Китап, 1999. с.5.

[4] Бажайкина А. Найди следы предков и ты услышишь голоса памяти! (История страны и жизни семьи)// Респ.Башкортостан.-2001.-18 августа.-с.3

[5] Башкирские родословные./Сост. Р.М.Булгакова и др. – Уфа: Китап, 2002. с.237.

[6] Родство// Энц. Словарь/ Из. Ф.А.Брокгауз и И.А. Ефрон. СПб., 1999. с.923.

К началу

 

На главную страницу

Hosted by uCoz