Тематическая разработка урока - игры для учащихся 5 классов

 

Учителя истории

Скурлатовой Светланы Михайловны

 

В младших классах редко удаются традиционные повторительные обобщающие уроки. Более привлекательными для учащихся оказываются уроки с элементами игры и соревновательности. Предлагаем урок – игру для учащихся 5 классов, который проводится в конце года. Игровой характер заданий создает творческую раскованность, позволяет проявить себя и слабым ученикам.

Приступая к изучению нового материала, учащиеся знают, что в конце изучения раздела их ждет конкурсное соревнование, где предстоит мобилизовать все свои знания и умения. Поэтому каждый урок воспринимается с точки зрения подготовки к этому соревнованию. Это дисциплинирует учеников и способствует систематизации их знаний.

Тема: История Древнего мира.

Цель: обобщить и систематизировать материал; ликвидировать пробелы в знаниях учащихся; контроль уровня знаний.

Форма занятия: нетрадиционный урок – соревнование (турнир)

Методическое оснащение:

  1. Биберина А.В. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по истории Древнего мира: 5 класс. М., 2000.

  2. История Древнего мира и средних веков. 5 – 6 класс: Справочные материалы. М., 1997.

  3. Кулагина Г.А. Сто игр по истории: Пособие для учителя. М., 1983.

  4. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по истории. М., 2000.

  5. Хрестоматия по истории Древнего мира: Пособие для учителя. М., 1991.

Оборудование урока: карточки с именами детей, чистые листы и маркеры, карточки “100у.е.”, “банк”, утешительный приз, главный приз.

Ход урока.

 

1. Вступительное слово учителя:

– Сегодня мы собрались обобщить пройденный материал, проверить какого уровня знаний мы достигли.

– Сегодня мы выберем сильнейшего. А для этого поиграем в игру “слабое звено”.

– Правила игры: 5 туров по 10 вопросов, за каждый ответ – 100 у.е., и только один заберет банк, все остальные уйдут ни с чем.

– Ассистент следит за банком и за каждый правильный ответ вывешивает карточку “100у.е.”, после подсчитывает результат

2. Отборочный тур.

– Весь класс участвует в отборочном туре. Выбирают 6 игроков: кто первый поднял руку и правильно ответил, становится участником игры.

1)      Кто стал первым домашним животным? (собака)

2)      Назовите основное занятие первобытного человека? (охота, собирательство, рыболовство)

3)      Как назывались самые мудрые и опытные старики, управлявшие жизнью родовой общины? (старейшинами)

4)      Назовите область – прародина человека? (Восточная Африка)

5)      Назовите первый металл, из которого люди научились изготавливать орудия труда? (медь)

6)      Из чего люди шили себе первую одежду? (из звериных шкур)

7)      Как называют веру в существование в природе сверхъестественных сил? (религией)

8)      При помощи чего первобытные люди охотились на крупную рыбу? (гарпуна)

9)      Назовите главное отличие древнейших людей от животных? (умение изготовлять орудия труда)

10)  Кого запрягали в плуг первобытные люди для успешной пахоты? (быков)

3. Разминка.

1)      На чем писали в Древнем Египте? (на папирусе)

2)      На чем писали в Междуречье? (на глиняных табличках)

3)      На чем писали в Китае? (на шелке, на бумаге)

4)      На чем писали в городе Пергаме? (на выделанной шкуре телят – пергаменте)

5)      В каких странах пользовались иероглифами? (в Египте, в Китае)

6)      Где впервые стали писать буквами? (в Финикии)

7)      Где изобрели компас? (в Китае)

8)      Где впервые стали делать стеклянную посуду? (в Финикии)

9)      Где изобрели цифры, которыми мы пользуемся и сейчас? (в Индии)

10)  Где были изобретены шахматы? (в Индии)

– И вы упустили возможность заработать 1000 у.е., вам удалось положить в банк ... у.е.

– Кто уже сейчас ждет, что команда проявит благородство. Кому вы сейчас позволите уйти на скамейку запасных. Один из вас должен уйти ни с чем. Пришло время определить самое слабое звено.

(Игроки пишут на листочках имя ученика. А затем объясняют почему выбрали именно этого участника).

– (Имя)… слово не воробей, вылетит не поймаешь, вылетишь и ты. Вы самое слабое звено. Прощайте.

4. II тур игры.

1)      Что изображали первобытные художники? (человека и животных)

2)      Для чего египтяне строили пирамиды? (гробница – могила фараона – для захоронения фараона)

3)      Как называются законы, высеченные на столбе? (Законы царя Хаммурапи)

4)      Как называлось собрание священных книг у древних евреев? (Библия)

5)      Что в дословном переводе на русский язык означало слово “Библия”? (Книга)

6)      Место поклонения богам. (Храм)

7)      Какие произведения создал поэт Древней Греции Гомер? (Илиада,Одиссея)

8)      Кто произнес слова “Я называюсь Никто, мне такое название дали мать и отец, и товарищи так меня все величают”? (Одиссей)

9)      Что назначалось по законам архонта Дракона? (смертная казнь за тяжкое и мелкое преступление)

10)  Как называли афиняне управление в своем полисе? (демократией)

– Второй тур окончен. На этот раз вам удалось положить в банк… у.е.

– Предстоит решить: “Кто не может включиться в игру? Для кого вопросы прозвучали впустую? Чье место среди зрителей. Один из вас должен уйти ни с чем. Пришло время определить самое слабое звено”.

– (Имя)… вы ответили не задумываясь, команда назвала вас не сомневаясь. Вы самое слабое звено. Прощайте.

5. III тур игры.

1)      Назовите гору, где по преданию обитали греческие боги? (Олимп)

2)      Что подарила Афина жителям Аттики? (по преданию – маслину – оливковое дерево)

3)      Кто из богов с пеленок прославился необыкновенной ловкостью? (Гермес)

4)      Как называлась круглая площадка для выступления актеров и хора? (Орхестра)

5)      Что означает по-гречески “комедия”? (“Веселое шествие”)

6)      Как называют человека, умеющего произносить речи и убеждать слушателей? (Оратор)

7)      Назовите место проведения конных состязаний на Олимпийских играх? (Ипподром)

8)      К кому были обращены слова Диогена: “Отступи чуть в сторону и не заслоняй мне солнца”? (Александру Македонскому)

9)      Где в древности было самое справедливое государственное устройство? (Афины)

10)  Кто был военачальником греческих войск в 5-м веке до н.э.? (стратег)

– На этот раз вы положили в банк… у.е.

– Для кого история осталась не изученным предметом?  От кого отвернулись боги Египта и Греции? Кто слабое звено в вашей цепочке? Один из вас должен уйти ни с чем. Пришло время определить самое слабое звено.

– (Имя)… Вы хотели обменять знания на деньги. Команда считает сделку неудачной. Вы самое слабое звено. Прощайте.

6. IV тур.

1)     Кто был ближайшим помощником фараона в управлении государством? (вельможи)

2)     Где расположен Египет? (на берегах реки Нила от первого порога до средиземного моря)

3)     Назовите приспособление, при помощи которого в Египте поливали сады и огороды. (шадуф)

4)     Как называли служителей бога в египетском храме? (жрец)

5)     Как называлось в Египте высушенное тело человека, обмотанное белыми бинтами? (мумией)

6)     Из чего строили свои дома египетские землевладельцы и ремесленники? (глины)

7)     Около 600 года до н.э. египетский фараон, решил узнать, вся ли Африка омывается морем. Кому он дал поручение отправиться в путешествие? (финикийцам)

8)     Колоссальная скульптура, созданная ещё до постройки пирамид? (Сфинкс)

9)     Египетский фараон, восставший против власти жрецов Атона? (Эхнатон)

10) Назовите имя фараона, построившего себе одну из самых знаменитых пирамид? (Хеопс)

– Вам удалось положить в банк всего лишь … у.е.

– Кто напрасно ждет, что его посетит вдохновение? Кто растерял элементарные мысли? Один из вас должен уйти ни с чем. Пришло время определить самое слабое звено.

– (Имя)… Вы не выдержали накала страстей. Ваши нервы сдали – пришло время отдохнуть. Вы самое слабое звено. Прощайте.

7. Финал.

– В финале выигрывает тот, кто первый правильно ответит на 5 вопросов. Любая сумма, которую вы заработаете в этом раунде будет удваиваться и добавлена к той сумме, которая уже есть в банке.

– Кто будет первым отвечать на вопросы, решает…(Имя), так как по результатам прошлой игры вы сильное звено.

1)      О каком городе говорили: “Если ты был в … и не восторгался ими, то ты осел!” (Афины)

2)      Кто произнес слова: “Друга не мог защитить я! Далеко от родины милой пал он, – и в этой беде я на помощь ему не явился!” (Ахиллес)

3)      Кто является “отцом истории”, описавший события Греко-персидских войн? (Геродот)

4)      Назовите знаменитого скульптора, создателя статуи богини Афины. (Фидий)

5)      На каком острове был расположен Александрийский маяк? (Фарос)

6)      Где находилась крупнейшая библиотека средиземноморья, насчитывающая до 700 тысяч папирусных свитков? (Александрии Египетской)

7)      Кто из богов покровительствовал военному делу? (Афина – Арес – Марс)
*Кто из богов покровительствовал мореплаванию? (Посейдон)

8)      Кто из богов покровительствовал кузнечному делу? (Гефест)

9)      Как называли правителей в Афинском полисе? (архонтами)
*Кто имел право выступать на Народном собрании древней Спарты? (старейшины)

10)  Кто следил за соблюдением всех законов в древней Спарте? (совет старейшин)

– Вы играли в игру “слабое звено”. Это была всего лишь игра! До встречи.

 

После каждого раунда выбывшему дарят утешительный приз. Главный приз достается победителю.

Можно ввести новое правило: если игрок отвечает не правильно, вопрос переадресуется зрителям. Ответивший получает жетон – в конце игры подсчитывается количество и ставится оценка.

Примечание: в течении всей игры поддерживается строгая дисциплина (не допускаются выкрики и подсказки)

 

На главную страницу        На учебную работу

 

Hosted by uCoz