Тематическая разработка урока для учеников 9 класса.

Учитель Скурлатова С.М. 

Тема: Между миром и войной.

(Начало второй мировой войны. Советско-германские отношения.)

Цель урока: уяснить, что причинами нового советско-германского сближения явились, с одной стороны, явное нежелание стран Запада реализовывать советскую идею создания системы коллективной безопасности, а с другой – попытка за счет альянса с Германией решить свои геополитические проблемы – расширить территорию СССР до размеров Российской империи; показать всю глубину опасности, нависшей над нашей Родиной и ее народами, в связи с разработкой плана нападения Германии на СССР.

Основное содержание: 1. Расстановка сил в мире в конце 30-х гг.

                        2. Советско-германские договоры 1939г. и секретные протоколы к ним: расчеты и просчеты советской дипломатии.

                        3. Был ли СССР соучастником второй мировой войны? (Военные действия СССР в Польше и Прибалтике, расширение “братской семьи” советских республик, советско-финская война.)

                        4. Подготовка германской агрессии против СССР.

                        5. “Если завтра война…” (обороноспособность страны к июню 1941г.)

Основные понятия: секретные протоколы; план “Барбаросса”; план “Ост”; блицкриг.

Оборудование урока: рабочая тетрадь (вып.2, § 30); хрестоматия; таблица; карты “Международное положение и внешняя политика СССР (1921 – 1941гг.)”, “Стратегический план войны фашистской Германии против СССР (План “Барбаросса”)”.

Форма учебного занятия: Обзорная лекция с элементами лабораторной работы по документам.

Форма текущего и итогового контроля: контурная карта, схема, синхронистическая таблица, анализ документов.

План урока: 1. Причины нового советско-германского сближения. Советско-германский договор о ненападении 1939г.

                        2. Расширение территории СССР.

                        3. Война с Финляндией.

                        4. Подготовка Германии к нападению на СССР.

                        5. Укрепление обороноспособности страны: успехи и просчеты.

 

Ход урока.

 

Организационный момент. Тема, цель и задачи урока.

Проверка домашнего задания.( Не проводится, так как накануне был обобщающий урок).

1. Причины нового советско-германского сближения. Советско-германский договор о ненападении 1939г.

 - Причины советско-германского сближения вы можете назвать сами. Для этого вы должны вспомнить урок “Международные отношения в 1920 – 1930-е гг.”, на котором мы рассматривали три группы государств накануне Второй мировой войны и отвечали на вопрос: почему не удалось создать единый фронт противодействия агрессии накануне войны? Откройте тетради с записью этого урока и ответьте на вопросы: почему западные демократии не доверяли СССР, и почему СССР не доверял западным демократиям?

Почему западные демократии не доверяли СССР?

Почему СССР не доверял западным демократиям?

Не осознали глобальной угрозы национализма и фашистской агрессии, проводили политику умиротворения агрессора.

Стремились отвести угрозу от своих государств, направив ее против СССР. Боялись левой альтернативы в своих государствах.

Не доверяли СССР (основания: “линия Коминтерна” во внешней политике и репрессии во внутренней политике СССР.)

Не доверяли партнерам (основания: поиск Великобретанией и Францией односторон-них преимуществ, желание “подставить” СССР под удар Германии).

СССР – тоталитарное государство (как и Германия).

Отрицательное отношение Сталина к демократии вообще и к буржуазной демократии в частности.

Приложение

Три группы государств накануне Второй мировой войны.

 

 

Участники тройственного пакта

Великобритания, Франция, США

СССР

Главные цели внешне-политического курса

Передел мира и мировое господство. Борьба с коммунизмом

Сохранение существующего мирового порядка. Противодействие коммунизму.

Укрепление международных позиций СССР.

Особенности политики

Отказ Германии от условий Версальского договора, расширение территории в Европе. Развязывание локальных войн Италией и Японией.

Великобритания и Франция проводят политику умиротворения агрессора, США – изоляционистскую политику.

Двойственность курса: стремление предотвратить войну и попытки активизировать коммунистическое движение через Коминтерн. Решение вопроса о возможном союзнике.

Сфера внешнеполитических интересов

Раздел мира на сферы влияния

Мир с установившимися после Первой мировой войны границами

Территория бывшей  Российской Империи, зона проливов.

 - Угроза для СССР остаться один на один с германской агрессией привела к тому, что СССР принимает предложение Германии о заключении договора о ненападении и прерывает переговоры с Англией и Францией, которые начались 12 августа 1939г. в Москве, убедившись в их полной бесперспективности. Так как представители делегации Англии и Франции получили указания тянуть время, чтобы предотвратить соглашение между СССР и Германией. 23 августа 1939г. был подписан советско-германских договор о ненападении сроком на 10 лет и секретные протоколы, разграничившие “сферы влияния” этих стран.

Рассмотрим фрагмент из этого договора и ответим на вопросы: можно ли считать, что со стороны Советского Союза договор с Германией был вынужденной мерой? Почему Гитлер пошел на подписание договора с СССР? Какие выгоды получили СССР и Германия от заключения этого договора? В чем вы видите плюсы и минусы этого договора?

Секретный дополнительный протокол от 23 августа 1939г. (учащиеся читают его в учебнике А.А.Данилова Л.Г.Косулина История России ХХ век. стр.208)

 2. Рассказ о расширении территории СССР накануне Великой Отечественной войны сопровождается показом этих территорий на карте.

 - Договор развязал руки Германии, и она 1 сентября 1939г. нападает на Польшу. 3 сентября 1939г. Англия и Франция, имевшие с Польшей договоры о взаимной помощи, объявляют войну Германии. Так началась Вторая мировая война. СССР приступил к выполнению своих целей в внешней политике. 17 сентября 1939г. Красная Армия под предлогом защиты населения Западной Украины и Западной Белоруссии входит на территорию Польши, после чего эти районы были присоединены к СССР. 26 июня 1940г. после ультимативного требования СССР Румыния передала ему Бесарабию и Северную Буковину. А в сентябре 1939г. СССР навязало Эстонии, Латвии и Литве договоры о взаимной помощи, разместив в этих странах свои военные гарнизоны и базы. В 1940г. опираясь на поддержку советских военных гарнизонов, к власти Прибалтийских республиках пришли прокоммунистические силы, которые инсценировали добровольное вхождение Эстонии, Латвии, Литвы в состав СССР. Так была выполнена задача восстановить территорию бывшей Российской империи.

3. Работа с учебником (стр.204 – 205).

 - В ходе работы составьте краткий конспект по следующему плану:

1) Причины войны с Финляндией.

2) Характер войны.

3) Основные события войны.

4) Итоги и значение.

Проблемный вопрос: был ли СССР соучастником Второй мировой войны?

 - Очень интересна позиция Сталина по отношению к войне с Финляндией. Советую вам прочитать его выступление в Хрестоматии по истории России ХХ век стр.115 – 117.

4. 4-й вопрос учитель излагает опираясь на материал учебника и документы, помещенные в конце § 30 и в хрестоматии.

Вопросы к документу план “Барбаросса”:

Какие силы Германия планирует использовать для осуществления плана “Барбаросса”?

Когда Германия планирует начать военные действия против СССР?

Почему нашествие будет начато позже (вспомните события Второй мировой войны)?

Объясните, почему подготовка операции “не должна быть распознана”?

Сформулируйте, в чем заключался военный замысел фашистов. Какую территорию они намеривались оккупировать?

Вопросы к документу план “Ост”:

Какие планы были в отношении России после победы?

Какую судьбу уготовили фашисты советскому народу?

5. Проблему укрепления обороноспособности страны учащиеся изучают самостоятельно, читая текст учебника и выполняя задание: написать меры советского руководства по укреплению обороноспособности страны.

Домашнее задание: §30 и вопросы к нему. Задания 3 (с.38), 6 (с.41) в рабочей тетради. Узнайте, есть ли среди ваших родственников и знакомых те, кто пережил Великую Отечественную войну. Где они находились в первый день войны? Проведите опрос. Ваша работа положит начало исследованию “Судьба моей семьи в Великую Отечественную войну”.

Анкета

 – Где вы были в первый день войны?

 – Помните ли вы выступление Молотова; если “да”, то какое впечатление произвело оно на вас?

 – Помните ли вы выступление Сталина; если “да”, то какое впечатление произвело оно на вас?

 

На главную страницу        На учебную работу

 

Hosted by uCoz