Тематическая разработка урока для учащихся 9 классов

 

Тема: Итоги гражданской войны.

Учитель Скурлатова С.М. 

Цель урока: 1. Образовательная. Показать глубину трагедии русского народа, ввергнутого в братоубийственную войну.

2. Развивающая. Развивать умения учащихся работать с историческими источниками, анализировать их; выражать собственную точку зрения.

3. Воспитательная. Воспитывать любовь к истории страны. Воспитывать гражданственность, ориентировать учащихся на гуманистические и демократические ценности.

Тип урока: Повторительно-обобщающий урок.

Форма занятия: Урок - лабораторная работа с элементами дискуссии.

Методы: устный (словесный), наглядный, частично-поисковый.

Ведущие приемы и средства обучения: повторительная беседа, работа с историческими терминами, работа с документами, работа с картой, обобщающая характеристика, решение проблемных заданий.

Форма познавательной деятельности: фронтальная.

Методическое оснащение (средства обучения):

  1. Шестаков В.А. История Отечества, ХХ век: Учебник для 9 классов общеобразовательных учреждений. / В.А. Шестаков, М.М. Горинов, Е.Е. Вяземский; Под ред. А.Н. Сахарова. – М.: Просвещение, 2001.
  2. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. ХХ век: Учебное пособие для 9 классов общеобразовательных учреждений. – М., 1998.
  3. Данилов А.А. История России. ХХ век: Справочные материалы. М., 1996.
  4. Данилов А.А. История России в таблицах. ХХ век. 9 – 11кл.: Справочное пособие. М., 1998.
  5. Клокова Г.В. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по истории России ХХ века. 9 класс. М., 2001.
  6. Попов В.П., Чулков П.В., История России. ХХ век: Краткий справочник школьника: 9 – 11кл. М., 1997.
  7. кузьменко А.Ф. Тематические схемы по истории России. ХХ век. 10 – 11 кл. – М., Гуманитарно-издательский центр ВЛАДОС, 2002.
  8. Майсурян А. Гражданская война. Деятели Гражданской войны. Партия большевиков в 1917 – 1921 годах./ Энциклопедия для детей: История России. Т.3. М., 1995.

Оборудование урока: карта “Гражданская война в России”, карточки с документами, карточки с понятиями.

Оформление доски:

Ход урока.

 

Этапы проведения урока (время).

Содержание и приемы работы учителя.

Содержание и приемы работы учащихся.

1. Организационный момент (1мин.)

 

 

2. Формулировка и доведение до сознания учащихся темы и цели урока (2мин.)

 

 

3. Ознакомление учащихся с эпиграфом и планом урока (3мин.)

Эпиграф к уроку:

     Из крови пролитой в боях,

   Из праха обращенных в прах,

   Из мук казненных поколений,

   Из душ крестившихся в крови,

   Из ненавидящей любви,

   Из преступлений, исступлений

   Возникнет праведная Русь.

      М. Волошин. 1920г.

– Сегодня эпиграфом к уроку у нас будут слова Максимилиана Александровича Волошина, написанные в 1920г.

– Что вы чувствуете, когда читаете эти строки?

 

 

План урока.

1. Общая характеристика Гражданской войны.

2. Победители и побежденные. Праведники и мученики Гражданской войны.

3. Победа в гражданской войне: непомерность цены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Боль, сострадание за завтрашнюю Россию. Ведь каждый участник Гражданской войны хотел стране блага.

4. Вводное слово учителя. (1мин.)

– Сегодня мы поставим перед собой вопросы, на которые, возможно, не существует однозначного ответа. Каждое поколение россиян решало эти проблемы по-своему, теперь настал наш черед. Итак, что такое Гражданская война для вашего поколения?

 

5. Фронтальная беседа (1 пункт плана) (10мин.)

– Дайте определение “Гражданская война”

 

 

– Назовите причины гражданской войны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Назовите альтернативные точки зрения о времени начала гражданской войны в нашей стране.

 

 

 

 

 

 

 

 

– Назовите дату завершения Гражданской войны в России.

– Гражданская война – Война между гражданами одного государства, различными силами внутри страны за обладание государственной властью.

– Борьба буржуазии и помещиков за власть и собственность против пришедших к власти в октябре1917г. большевиков и их социальной опоры - пролетариата и беднейшего крестьянства.

– Крах демократической альтернативы после разгона Учредительного собрания.

– Брестский мир и его последствия

– Экономическая политика большевиков в деревне весной  –  летом 1918г.

– По мнению некоторых историков, война началась после свержения монархии в феврале 1917г., когда шел процесс нарастания противостояний в обществе.

С 25 октября 1917г. – момента захвата большевиками власти нелегитимным путем

С 6 июля 1918г. – начала мятежа левых эсеров, организованного сопротивления советской власти.

– Трудно назвать бесспорную дату завершения Гражданской войны. Одни историки называют весну – осень 1920г., когда было заключено перемирие с Польшей (18 марта 1921г. – мирный договор с Риге) и разгром войск Врангеля в Крыму (осенью 1920г.).

Однако и после этого силы противников большевизма не сложили оружия. 1920 -1922гг. – “Малая гражданская война”: восстания крестьян в Тамбовской губернии, март 1921г.

– выступление моряков Кронштадта.

Другие называют 1924 – 1930гг. – Установление Советской власти в Средней Азии, в Закавказье, на Дальнем Востоке.

6. Работа с картой (5мин)

– Назовите и покажите на карте основные фронты гражданской войны.

 

 

– Назовите особенность гражданской войны.

– Дайте определение понятию “Интервенция”.

 

 

– Покажите на карте высадки войск интервентов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Почему вооруженные силы Антанты отказались от дальнейших действий и эвакуировали свои войска.

 

 

 

 

 

 

– Перечислите особенности военных действий в Гражданской войне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Дайте определение понятиютеррор

– Восточный фронт: Дутов, Колчак;

– Южный фронт: Краснов, Деникин;

– Северо-западный: наступление на Петроград армии Юденича;

– Западный фронт: Петлюра.

Гражданская война сопровождалась одновременно интервенцией.

– Интервенция – насильственное вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другого государства.

– Каспийско - кавказский фронт – австро-германские и турецкие интервенты.

– Высадка интервентов в портах России: Мурманске и Архангельске – английский, американский, французский десанты.

– Ревель и Рига – английские интервенты.

– Одесса, Крым – французские, германские, английские интервенты.

– Владивосток – высадка японских, американских и английских войск.

– Вмешательство государств во внутренние дела России вызвало резкую негативную реакцию личного состава экспедиционных войск, для которых окончание Первой мировой войны затягивалось на неопределенный срок. Было много сочувствующих молодой республике и правительства Антанты испугалось возможности перенесения революционного настроя в их страны.

– Масштабность происходящих событий (длительность военных действий, протяженность и разбросанность фронтов, упорство участников боевых действий)

– Влияние международных факторов (ход и исход Первой мировой войны, интервенция, политическая обстановка в странах – участницах интервенции)

– Маневренная война на громадных пространствах при отсутствии сплошной линии фронта. Военные действия вдоль коммуникаций (рек, железных дорог) обуславливают большую роль кавалерии, бронепоездов, военных флотилий.

– Позиционная война (Царицын, Грозный 1918г.; Оренбург, Уральск в 1919г.)

– Действия (рейды) крупных соединений в тылах.

– Значительная роль партизанского, подпольного движения.

– Крайнее ожесточение борьбы: красный, белый, зеленый террор.

– Террор – политика направленная на подавление любого сопротивления.

7. Лабораторная работа (2 пункт плана) (10мин)

– Мы уже знаем, как разворачивались события войны. И сейчас наша задача – проанализировать документы её основных участников и попытаться понять в чем заключались их победы или поражения.

1 группа – Выявите причины победы красных.

1) Прочитайте источники и сравните их.

2) Отберите факты, представляющие и конкретизирующие политическую программу красных. Каковы ее основные положения?

3) Какой материал следует привлечь для более полного представления о социально-экономической программе красных?

4) Сделайте выводы о силе и слабости красных. Предложите материал по проблеме: “Причины победы красных в Гражданской войне”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 группа – Выявите причины поражения белых.

1) Прочитайте источники и сравните их.

2) Отберите факты, представляющие и конкретизирующие политическую программу белых. Каковы ее основные положения?

3) Какой материал следует привлечь для более полного представления о программе белых?

4) Сделайте выводы о силе и слабости белого движения. Предложите материал по проблеме: “Причины поражения белых в Гражданской войне”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 группа – Расскажите о терроре, применяемом красными.

– Какую проблему затрагивают источники?

– Используя информацию источников, определите, кто виноват в развязывании террора, с какой целью использовался террор, к чему привело обе стороны применение насилия, жестокости, террора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 группа – Расскажите о терроре белых.

– Какую проблему затрагивают источники?

– Используя информацию источников, определите, кто виноват в развязывании террора, с какой целью использовался террор, к чему привело обе стороны применение насилия, жестокости, террора.

 

 

– Работа учащихся по группам с документами. Ученики отвечают на вопросы и выполняют задания к документам.

 

 

 

 

1 группа – Документы для анализа позиции красных в Гражданской войне.

Документ 1.

Из программы РКП(б). Принята VIII съездом партии в марте 1919г.: “Октябрьская революция 25 октября (7 ноября) 1917г. в России осуществила диктатуру пролетариата, начавшего при поддержке беднейшего крестьянства или полупролетариата созидать основы коммунистического общества. …Началась эра всемирной пролетарской революции, коммунистической революции. Только пролетарская, коммунистическая революция может вывести человечество из тупика, созданного империализмом и империалистическими войнами…

В ОБЛАСТИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ. Задача партии пролетариата состоит в том, чтобы проводя неуклонно подавление сопротивления эксплуататоров и идейно борясь с … предрассудками насчет безусловного характера буржуазных прав и свобод, разъяснять… что лишение политических прав и какие бы то ни было ограничения свободы необходимы исключительно в качестве временных мер борьбы с попытками эксплуататоров отстоять или восстановить свои привилегии.

В ОБЛАСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ. …Максимальное объединение всей хозяйственной деятельности страны по одному общегосударственному плану; наибольшая централизация производства в смысле объединения его по отдельным отраслям и группам отраслей… Поголовная мобилизация всего трудоспособного населения Советской властью… должна быть применяема несравненно шире и систематичнее, чем это делалось до сих пор…”

Документ 2.

Председатель РВСР и наркомвоенмор Л.Д. Троцкий. Из приказа №64 по всем войскам Южного фронта, 24 ноября 1918г.: “Приказываю всем командующим, начальникам частей, комиссарам строжайше наблюдать за тем, чтобы мобилизованные Красновым крестьяне и трудовые казаки – в случае перехода на нашу сторону – не подвергались никаким наказаниям. Каждый казак, каждый крестьянин, который одумается и сложит оружие, должен быть принят не как враг, а как друг… Под страхом строжайшего наказания запрещаю расстрелы пленных рядовых казаков и неприятельских солдат”.

Документ 3.

Из акта расследования по делам о злодеяниях большевиков в 1919г. в г. Новочеркасске и других местностях Донской области. Составлено мая 20 дня 1919г. Екатеринодар: “12 февраля 1918 года после самоубийства выбранного в революционное время Донского войскового атамана генерала Каледина, в г.Новочеркасск вступили большевистские казачьи части под командой войскового старшины Голубова, а вслед за ним красноармейцы и матросы. В городе начались произвольные обыски и аресты. При этих обысках, часто повторных, похищались разные вещи, преимущественно золотые, а также и деньги, и иногда квартиры подвергались полному разгрому…

Политику террора проводили в жизнь созданные большевиками в Новочеркасске учреждения – Совет пяти и железнодорожный военно-революционный трибунал. Совет пяти заменил собой городскую милицию, избранную населением уже во время революции, и исполнял, кроме того, функции суда. Этот Совет, руководствуясь… “революционной совестью”, но не законами, выносил постановления об арестах и расстрелах жителей и сам же приводил в исполнение свои приговоры. Суд революционной совести превратился в сплошной самосуд толпы или отдельных матросских и красноармейских банд. …Прежде всего уничтожали своих боевых противников, хотя бы те складывали оружие и беспомощно лежали на больничных койках. Затем истребляли богатых и просто обеспеченных людей, как “буржуев”, священников за их несогласие с разбойным большевизмом и за духовный сан, просто интеллигентных людей за их интеллигентность и по доносам как “контрреволюционеров”. Иногда казнили за неосторожное слово, за ношение погон, за службу в полиции в дореволюционное время и по другим случайным и порою вздорным поводам.”

Причины победы красных в Гражданской войне: 1.Большевики смогли мобилизовать все ресурсы, проявить единство и сплоченность, которые поддерживались не только идейно, но и насильственными, диктаторскими методами. По словам противника большевиков Деникина, они создали “гибкий и сильный аппарат”, способный “стремительно и быстро настигать, принуждать, действовать и заставлять”. 2.Программа большевиков оказалась понятной и более привлекательной, рабочие и крестьяне верили, что Советская власть – их власть (“Главное, что удалось большевикам, – это зажечь надежду… даже при существующих условиях в России еще чувствуется влияние животворного духа коммунизма, духа созидающей надежды, поиска средств к уничтожению несправедливости, тирании, жадности, всего того, что мешает росту человеческого духа…” (Б.Рассел). 3.На стороне Красной армии выступило крестьянство, поначалу его беднейшие слои, а затем и середняки; это означало возможность создать массовую армию, обеспечить прочность советского тыла и поддержку со стороны партизанских отрядов, воевавших в тылу белых.

2 группа – Белые в Гражданской войне.

Документ 1.

А.И.Деникин. Из наказа Особому совещанию: “Приказываю особому совещанию принять в основание своей деятельности следующие положения:

1. Единая, великая, неделимая Россия. Защита веры. Установление порядка…

2. Борьба с большевизмом до конца.

3. Военная диктатура… Всякое противодействие – справа и слева – карать. Вопрос о форме правления – дело будущего. Русский народ изберет верховную власть без давления и без навязывания…

4. внешняя политика – только национально русская… За помощь – ни пяди русской земли.

6. Продолжить разработку аграрного и рабочего закона…

7. Оздоровить фронт и войсковой тыл – работой особо назначенных генералов с большими полномочиями, составом полевого суда и применением крайних репрессий”.

Документ 2.

Из газеты “В пути”, 7 октября 1918г.: “Из штаба бригады N… (Южный фронт) получена следующая телеграмма: “Доношу, что делегатами Н-ского полка найдено заброшенными, покрытыми соломою убитых красногвардейцев в количестве 31 чел. Личность убитых опознать оказалось невозможным, так как трупы совершенно изуродованы: головы почти у всех пробиты, глаза выколоты, уши отрезаны””.

Документ 3.

Из приказа губернатора Енисейского и части Иркутской губернии С.Н.Розанова, 27 марта 1919г.:

“1. При занятии селений, захваченных ранее разбойниками, требовать выдачи их главарей и вожаков; если этого не произойдет… - расстреливать десятого.

2. Селения, население которых встретит правительственные войска с оружием, сжигать; взрослое мужское население расстреливать поголовно; имущество… отбирать в пользу казны…

5. …За добровольное снабжение разбойников не только оружием.., но и продовольствием, одеждой и прочим виновные селения будут сжигаться, а имущество отбираться в пользу казны.

6. среди населения брать заложников, в случае действий односельчан, направленных против правительственных войск, заложников расстреливать беспощадно”.

Документ 4.

Из письма белогвардейского офицера Г.Литвиненко. Омский вокзал, 19 – 25 апреля 1919 года: “Я возвращаюсь с фронта в отпуск и мне пришло в голову поделиться с вами фактами из фронтовой жизни… Вы знаете, что в этой войне белых с красными мы, белые, имеем одно преимущество – на нашей стороне сочувствие большинства населения и, в частности, всего или почти всего крестьянства. В этом нет никакого преувеличения и это сочувствие – настолько могущественный наш союзник, что без него мы давно были бы разбиты. Наши полки в начале своих походов были по отношению своему мирному населению почти идеальным войском: они чрезвычайно бережно относились ко всем болям и нуждам крестьян, никогда ничего не брали даром и, действительно, являлись для крестьян настоящими избавителями. Войска как будто подчеркивали противоположность свою красноармейской разнузданной банде.

Но с течением времени мы стали терять все эти спасительные качества. Здесь действовало много причин – и возросшая уверенность офицерства в надежности войск, а также уверенность в том, что для населения мы нужны как избавители, главное – полное невнимание командного состава к этому важнейшему из всех вопросов настоящего момента… Выпороть крестьянина стало самым обычным явлением и по самому ничтожному поводу за какую-нибудь неладно сказанную фразу… А отношение к пленным. Их, сдающихся добровольно к нам в плен.., отдают толпе наших солдат, которые их обирают, оскорбляют, бьют.

Мы роем себе могилу, настроение крестьян и отношение к нам меняется… Все то, что сказано мною выше, стало массовым явлением, стало злом. Массовым губительным злом, с которым надо бороться всеми силами… красные до сих пор не без успеха пользуются тем оружием, которое у нас в полном пренебрежении – словом, пропагандой. А мы как будто поставили себе целью сломить силою исключительно.

Знаете ли вы… наши потери? Когда мы выехали из Барнаула, в ротах было по 18 – 20 офицеров, а теперь осталось по два, по три и через месяц-два не останется ни одного офицера в строю из тех, что выехали на фронт”.

Причины поражения белых в Гражданской войне: 1.Белые не выдвинули единой политической и экономической программы, способной сплотить всех противников большевизма: а)они отказались от сотрудничества с “демократической контрреволюцией”; б) социально - экономическая политика и “социальная природа” белых оттолкнули крестьянство (“Общего языка с народом ни одно из белых формирований не нашло”, “Россия не может быть освобождена вопреки воле народа” (П.Н.Милюков), “Точек опоры в массах не было”, “проводили реакционные меры по землевладению и национальному вопросу, и тем самым давали оружие для большевистской агитации” (В.Шульгин), “Можно разбить миллионную армию большевиков, но когда 150млн. русских не хотят белых, а хотят красных, то бесцельно помогать белым” (генерал Нокс). 2. Существенными оказались противоречия внутри самого белого лагеря (“Белое движение не завершилось победой потому, что не сложилась белая диктатура, а помешали ей сложиться центробежные силы, вздутые революцией, и все элементы, связанные с революцией и не порвавшие с ней”(П.Врангель). 3.В ходе войны все сильнее давали себя знать деморализация и разложение в армии, особенно среди офицерства (“Люди искали идею и пятнали знамя”, “наряду с исповедниками, героями, мучениками белой идеи были стяжатели и душегубы” (П.Милюков). 4.Альянс белых с интервентами обернулся для них серьезными морально-политическими издержками: массы перестали воспринимать белое движение как олицетворение русского патриотизма. Можно подвести итог, используя высказывание Н.Чайковского (бывший народный cоциалист, в годы Гражданской войны – один из деятелей контрреволюции в Архангельске, затем участвовал в борьбе на Юге России, после разгрома Деникина - эмигрант): “Трагедия белой борьбы была в том, что она не могла не быть, и в то же время она была обречена”.

3 группа – Документ.

Из приказа наркома внутренних дел Г.И. Петровского. Сентябрь 1918г.: “Убийство Володарского, убийство Урицкого, покушение на убийство… Владимира Ильича Ленина, массовые десятками тысяч расстрелы наших товарищей в Финляндии, на Украине и, наконец, на Дону и в Чехо-Славии(так как в тексте), постоянно открываемые заговоры в тылу наших армий, открытое признание правых эсеров и прочей контрреволюционной сволочи в этих заговорах, и в тоже время чрезвычайно ничтожное количество серьезных репрессий и массовых расстрелов белогвардейцев и буржуазии со стороны Советов, показывают, что, несмотря на постоянные слова о массовом терроре против эсеров, белогвардейцев и буржуазии, этого террора на деле нет.

С таким положением должно быть решительно покончено. Расхлябанности и миндальничанию должен быть немедленно положен конец. Все известные местным Советам правые эсеры должны быть немедленно арестованы, из буржуазии и офицерства должны быть взяты значительные количества заложников. При малейшем движении в белогвардейской среде должен применяться безоговорочный массовый расстрел…

О всяких нерешительных в этом направлении действиях… обязаны немедленно донести Народному комиссару внутренних дел.

Тыл наших армий должен быть, наконец, окончательно очищен от всякой белогвардейщины и всех подлых заговорщиков против власти рабочего класса и беднейшего крестьянства. Ни малейших колебаний, ни малейшей нерешительности в применении массового террора.”

4 группа – Документ. В.В.Шульгин Отрывок из мемуаров “1920”: “Красные – грабители, убийцы, насильники. Они бесчеловечны, они жестоки. Для них нет ничего священного… Они отвергли мораль, традиции, заповеди господни. Они презирают русский народ. Они, чтобы жить, должны пить кровь и ненавидеть. Ни убивают, они пытают… Разве это люди? Это звери…

Значит, белые, которые ведут войну с красными именно за то, что они красные, – совсем иные… совсем  “обратные”… Грабеж у них – несмываемый позор.

Белые убивают только в бою. Кто приколол раненого, кто расстрелял пленного – тот лишен чести. Он не белый – он палач. Былые не убийцы: они воины.

Белые рыцарски вежливы с мирным населением…

Карающий меч в белых руках неумолим, как судьба, но ни единый волос не спадет с головы человека безвинно. Ни единая капля крови не прольется – лишняя… Кто хочет мстить, тот больше не белый…

Белые имеют бога в сердце…

Белые хотят быть сильными только для того, чтобы быть добрыми…

Разве это люди?.. Это почти святые…

“Почти что святые” и начали это белое дело… Но что из этого вышло? Боже мой!

Я видел, как почтенный полковой батюшка в больших калошах и с зонтикам в руках, утопая в грязи, бегал по деревне за грабящими солдатами:

– Не тронь!.. Зачем!.. Не тронь, говорю… Оставь! Грех, говорю… Брось!

Куры, утки и белые гуси разлетались во все стороны, за ними бежали “белые” солдаты, за солдатами батюшка с белой бородой.

Но по дороге равнодушно тянулся полк. Вернее, пятисотподводный обоз. Ни один из “белых” офицеров не шевельнул пальцем, чтобы помочь священнику…

Зато на стоянке офицеры говорили друг другу:

– Хороший наш батюшка, право, но комик… Помнишь, как это он в деревне… за гусями… в калошах… с зонтиком… Комик!

В одной хате за руки подвесили… “комиссара”… Под ним разложили костер. И медленно жарили… человека… а кругом пьяная банда “монархистов”… выла “боже, царя храни”.

…Пусть свершится над ними страшное проклятие, которое мы творим им… – растлителям белой армии… предателям белого дела… убийцам белой мечты…”.

8. Итог обсуждения (2 мин)

– Борьба за будущее России, за торжество закона, который каждая сторона понимала по своему обернулась страшными жертвами, братоубийством.

Страшным было то, что логика гражданской войны, постоянный поиск врага и состояние борьбы с ним закреплялись в сознании и поведении переживших такую войну.

Это наложит неизгладимый отпечаток на всю последующую историю России.

 

– Обратимся к данным из журнала “Родина” 1990г. № 40 о потерях в Гражданской войне

 

 

 

 

 

 

 

  

 – Один из учеников читает:

– Общее количество жертв среди мирного населения в 1918 – 1922гг. составило около 10 млн. человек. Общее число потерь в ходе боевых действий – более 10 млн. человек. Ещё 2 – 3,5 млн. российских граждан покинули Родину и стали эмигрантами.

9. Дискуссия (3п.плана) (8 мин)

– Если определить Гражданскую войну как вооруженную борьбу за власть, вопрос о победителе достаточно прост: побеждает тот, кто захватывает или сохраняет государственную власть. Применительно к событиям Гражданской войны в России это означало, что победа – триумф красных: разбиты вооруженные силы белых и интервентов, подавлены антибольшевистские выступления крестьян. Красные отстояли государственный суверенитет Советской России. Утвердили власть большевистской партии в обществе.

– Какие уроки могли извлечь белые после Гражданской войны?

 

 

 

– Какие уроки извлекли красные?

 

 

 

 

 

 

 

– Представьте себе праздник: “день победы в Гражданской войне”. Как вы думаете, приняло бы общество 20-х гг. такое торжество?

– А как отнесется к такому предложению наш современник?

– Хотели бы вы ввести такой праздник?

– Какие уроки Гражданской войны могло бы извлечь наше общество на современном этапе своего развития?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Белые после поражения в Гражданской войне могли осознать необходимость единства действий, согласованности, выдвижения более привлекательных и понятных массам лозунгов

– Самые жестокие методы способствуют достижению победы. Красные поняли необоснованность своих надежд на быстрое осуществление мировой революции. Они осознали невозможность продолжения прежней экономической политики – “военного коммунизма”.

(Примерные ответы учащихся)

– Гражданская война является страшнейшим бедствием, ужасной национальной трагедией.

– Высшей ценностью являются не идеи, а человеческие жизни.

– В Гражданской войне не может быть победителей.

– Необходимо способствовать распространению в обществе готовности к компромиссам, всячески изживать непримиримость к оппонентам.

10. Завершающее слово учителя (1мин)

– А урок мне хотелось бы закончить строками Игоря Васильевича Северянина (Лотарева):

Я чувствую близится судное время:

Бездушье мы духом своим победим,

И в сердце России пред странами всеми

Народом народ будет грозно судим.

И спросят избранники – русские люди –

У всех обвиняемых русских людей,

За что умертвили они в самосуде

Цвет яркой культуры отчизны своей.

Зачем православные Бога забыли,

Зачем шли на брата, рубя и разя?..

И скажут они: “Мы обмануты были,

Мы верили в то, во что верить нельзя”.

 

11. Итог урока и задание на дом. (2мин)

– Выставление оценок

– Повторить материал по теме “Россия в 1917 – 1920гг.”

 

 

На главную страницу        На учебную работу

Hosted by uCoz