ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК

 МАТЕМАТИКИ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЭКОНОМИКИ

По теме: Решение задач на пропорциональное деление.

 3класс ( программа М.И.Моро)

 Учитель: Терёшина Л. Г.

Тема. Решение текстовых задач.

Цели. Совершенствовать вычислительные навыки, закреплять умение решать текстовые задачи, рассуждать, дать информацию о происхождении банков. Развивать аналитико-синтетические способности, устную речь, логическое и образное мышление, смекалку, память. Воспитывать самостоятельность, прилежность, прививать интерес к предмету.

Оборудование. Для устного счета: файлы для проверки таблицы умножения, индивидуальные магнитные доски, презентация PowerPoint (карточки в случае отказа техники) с примерами.

Для работы над задачами: карточки с надписями – цена, количество, стоимость, набор цифр.

Карточки с надписями: частная собственность, товарообмен, монета, менялы, счета, ссуды, банк; не имей сто рублей, а имей сто друзей; не в деньгах счастье. Магнитофон для музыкального оформления физминутки.

ХОД УРОКА.

1.     Организационный момент.

2.     Сообщение темы и целей урока.

На уроке мы узнаем очень важные слова.

А ещё мы поиграем в «экономику», друзья.

И задачи обязательно решим.

Но сначала нас ждёт

Увлекательный устный счёт.

3.     Устный счёт.

 А) Самостоятельно работают на местах с файлами (проверка таблицы умножения).- 5человек.

 Б) Самостоятельно работают у доски.(2 человека)

30:5+16               40-5*3                  35+20:4               17-32:4

(43-23):5             70-(35+15)          (8+24):4              23+17-25

5*7-12                 45+3*2                69-36:4                40-35:5

Поставить под каждую цифру, соответствующую букву, чтобы получилась фраза.

Е – 25, О- 33, Ш- 20, Л – 51, Р – 15, П- 22, И – 9, В – 60, С – 40, У- 40, Т-8.

 

22

4

8

25

20

25

40

8

60

9

25

60

22

15

33

20

51

33

25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В) Фронтальный опрос (изображение ни дисплее компьютера) (Приложение №1)

40:5    36:4    27:3    24:3    8*4    3*5    (50-20):5    32-3*4    40:4*2

50-20:5    4*3+2*5    18-6*3    30-5*5    27:3+6    5*(12-3)

Х+23=40    х-15=50    х:3=6    17-х=9    5*х=45    36-х=16

цена

колич

стоим

 6 руб

    ?

30 руб

       

цена

колич

стоим

3 руб

5 шт.

    ?

цена

колич

стоим

   ?

7 шт.

28 руб.

4.    Работа по теме.

Дети прочитывают зашифрованную запись: «Путешествие в прошлое».

- На чём  можно отправиться в прошлое? ( На машине времени)

- Сегодня с нами вместе будут путешествовать учёные- историки. Представьте, что мы сели в машину времени отправились в путешествие. Вот первая остановка.

 1. Ученик-историк:

Первобытный человек много работал. Со временем он понял, что можно обрабатывать землю и получать урожай, можно заниматься скотоводством и иметь мясо.

         Труд стал более производительным. Появились земледельческие орудия, скот всё больше использовался для обработки земли. Там, где раньше нужно была работа нескольких человек, управлялся один. Этот один мог самостоятельно, индивидуально вести хозяйство, а значит, и владеть им. Появилась частная собственность. (На доске появляется карточка)

2. Ученик-историк:

         У скотовода мясо вволю. Но в чём варить мясо? Не обойтись без горшка.

         Берёт гончар свой товар, идёт к скотоводу, и … горшок превращается в барана. Скотовод получил посуду, гончар – пищу.

         И земледельцы свой товар меняют, и рыбаки, и охотники…

         И всякий раз при обмене совершается маленькое чудо: хлеб превращается в топоры, кожи в лук и стрелы, рыба – в лодку.

(На доске появляется табличка-товарообмен).

 А) Задача на развитие логического мышления.

 Задача: 3 курицы и один барашек весят столько же, сколько 16 горшков, а один барашек весит столько же, сколько одна курица и 8 горшков. Сколько горшков нужно положить на чашу весов, чтобы уравнять барашка.

Решение:   

К К К Б = Г Г Г Г Г Г Г Г Г Г Г Г Г Г Г Г

Б = К Г Г Г Г Г Г Г Г

Б = ?Г

Заменим в первой строчке Б на К Г Г Г Г Г Г Г Г, получим

К К К К Г Г Г Г Г Г Г Г = Г Г Г Г Г Г Г Г Г Г Г Г Г Г Г Г

В обеих частях уберём одинаковые данные. Получим:

К К К К = Г Г Г Г Г Г Г Г, теперь можем узнать сколько горшков приходиться на одну курицу. 8:4=2.

Зная, что Б=К Г Г Г Г Г Г Г Г, и К=Г Г, тогда имеем

Б=Г Г Г Г Г Г Г Г Г Г

Ответ: один баран вести столько же, сколько 10 горшков.

 Двигаемся дальше во времени и у нас на пути новый историк.

 Ученик-историк:

Когда люди отправлялись на рынок, то запасались куском серебра, молотком, резцом, весами и гирями. Найдя нужный товар, отрубали кусок серебра для уплаты. Взвешивали его. Если отрубали мало, добавляли ещё, много - отрезали лишнее.

         Но вот однажды кому-то пришла в голову мысль: поставить на деньгах своё клеймо- пробу – и тем удостоверить правильность веса и чистоту металла.

         Так появились клеймёные деньги – монеты.(На доске табличка)

 Б) Работа над задачей.

Задача: один глиняный горшок гончар оценил в 4 монеты. Сколько денег выручит гончар за 8 таких горшков?

Записать задачу в таблицу. Составить обратные задачи. (Устно)

цена

количество

стоимость

4м.

8 шт.

?

5.    Физминутка.

6.    Работа над задачей.

Двигаемся дальше и мы оказались в Европе, в 10 веке.

 Ученик-историк.

В 10 веке, а Европе появились  менялы. Лавки менял стояли на рынках, на городских площадях, около церквей. У менялы на столе весы и кучи денег. Все идут к нему. Он разменяет деньги, одни на другие обменяет, оценит достоинство любой монеты, поможет, сколько нужно уплатить за покупку и какими деньгами. За свои услуги меняла берёт плату. Его стол называется «банко».

 Задача: Для обмена на монеты купец принёс 8 жемчужин. Меняла отдал купцу 30 монет, а себе за услугу оставил 10 монет. Сколько стоит одна жемчужина?

Цена

Количество

Стоимость

   ?

8 ж.

30 м. и 10 м.

Решение:     

1) 30+10=40(м.)-всего

2) 40: 8=5(м.)-1 жемчужина

Приближаемся к нашему времени.

Ученик-историк:

    Купцам невыгодно возить с собой много денег. Они стали отдавать их на хранение менялам. Принимая вклад, меняла записывал его в особую книгу. Забирал вкладчик деньги – все или часть, - и это записывалось. Так появились счета.(на доске появляется табличка с надписью – счета)

    У каждого менялы много денег на хранении. И они стали давать ссуды. За пользование ссудой, меняла брал плату. Клиенту нужно было вернуть денег больше, чем он взял.

    Так постепенно менялы превратились в современных банкиров, а их скромные «банко» в могущественные банки.(табличка с надписью – банк)

Задача: На счёте у купца 80 рублей. Он купил 6 бочек солёной рыбы по 5 рублей, 3 короба соли по 4 рубля. Сколько денег осталось на счету у купца? 

80 рублей

Решение:

1) 6*5=30(руб.) – за рыбу

2) 3*4=12(руб.) – за соль

3) 80-(30+12)=38 (руб.) - осталось

7.     Воспитательная беседа.

Детям предлагаются пословицы для обсуждения.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Не в деньгах счастье.

Задача: Фома продал 8ананасов по 5 рублей за штуку и 6 пальм в кадках по 4 рубля. На сколько больший доход принесли Фоме ананасы, чем пальмы?

 

Цена

Количество

Стоимость

Ананасы

4 руб.

      8 шт.

?

Пальмы

5 руб.

     6 шт.

 на ? больше

Решение: 

1) 4*8=32(руб.) - стоят ананасы

2) 5*6=30(руб.) – стоят пальмы

3) 32-30=2(руб.) - разница

Ответ: На 2 рубля больший доход получил с ананасов, чем с пальм.

8.     Домашнее задание: составить задачу на пропорциональное деление. Найти пословицу или поговорку о деньгах.

9.     Итог.

- Что нового узнали на уроке?

- Чему учились?

На главную страницу        На учебную работу

Hosted by uCoz