Урок математики в 3 классе
по учебному комплекту Л . Г . Петерсон
Тема: Умножение на 10, 100, 1000…
Учитель Токарева М. И.
2006 г.
Цели: расширить знания детей о приёме увеличения чисел в 10, 100, 1000 раз;
повторить нумерацию многозначных чисел,
решение текстовых задач,
сравнение чисел,
нахождение периметра и площади прямоугольников,
вспомнить, что такое алгоритм;
-развивать логическое мышление, память, внимание, речь;
-воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе.
Ход урока
1. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки, -
Всё для вас
Пожелаю вам удачи-
За работу, в добрый час!
Давайте улыбнёмся друг другу и с хорошим настроением начнём наш урок.
2. Актуализация знаний
Сегодня на уроке мы совершим заочную экскурсию и составим программу- алгоритм урока.
Некоторые ребята будут работать по карточкам и присоединятся к нам позднее. (карточки - на партах)
Для того чтобы у нас всё получилось, нужно быть очень внимательными, активными и дружными.
Давайте узнаем, какое задание нас ждёт. Пора начинать составлять алгоритм. Любой алгоритм начинается так:
НАЧАЛО ПУТИ
И следующий пункт:
УЗНАТЬ ГОРОД
Чтобы узнать, по какому городу состоится экскурсия, нужно решить примеры. Будьте внимательны! Приготовьте магнитные доски. Кто быстро и верно решит пример, выйдет к доске и найдёт карточку с ответом.
10 000 + 1 501 |
= |
11 501 |
е |
12 * 7 |
= |
84 |
ц |
3 000- 572 |
= |
2 428 |
л |
1 900 – 138 |
= |
1 762 |
о |
130 + 317 |
= |
447 |
е |
148 : 2 |
= |
74 |
к |
1 100 + 482 |
= |
1 582 |
р |
139 600 000 |
|
|
б |
Последнее число нужно верно прочитать.
-назовите наибольшее число
-числа, в которых есть единицы 2 класса
Откройте тетради и запишите эти числа в порядке убывания.
Кто справится, тот выполнит это у доски. При разворачивании получается слово БЕЛОРЕЦК. Посмотрите, что вам говорит компьютер. (СЛАЙД «МОЛОДЦЫ»)
-О каком городе пойдёт речь?
-Кто любит свой город?
-Прочитать наибольшее число (139600000 куб. м. –таковы запасы древесины в нашем районе)
-Прочитайте следующее число (11501). Площадь Белорецкого района составляет 11501 кв. км.
-Какое след. число? (2 428) 2 428 км – длина реки Урал.
-Кто знает, что означает число 1762? Это год образования города Белорецка.
-Замените это число суммой разрядных слагаемых. (Устно)
-Прочитайте это число (1582). 1582 метра высота горы Аваляк горного массива Большой Иремель. Посмотрите на фото, какой вид открывается с этой высоты. (СЛАЙД)
Прочитайте следующее число (447) Столько учеников в нашей школе.
В Белорецком районе 84 села, а число 74 показывает количество образовательных учреждений района.
Так как экскурсия наша по Белорецку и району, значит должна быть карта. Это карта части города.
Итак, наш город возник в связи со строительством металлургического завода (СЛАЙД).
-Кто запомнил, в каком году это было? (1762)
-Что вы видите на фотографии? (комбинат)
-Кто покажет его на карте?
-У кого родители работают на комбинате? Какую продукцию выпускают?
Ежегодно выплавляется 200 000 тонн чугуна, 350 000т. Стали и производится 580 000 т. стальных канатов. Составьте задачи с этими данными по схеме на доске.
-Сколько задач на сравнение можно составить? (6)
Ответы пишем на магнитных досках.
Молодцы, хорошо считаете и решаете задачи.
3. Постановка темы урока.
А сейчас посмотрите на примеры компьютера. (СЛАЙД)
90 х 10 64 х 100 3 х 1000
-Какие вам не встречались?
4. «Открытие» нового знания и первичное закрепление.
-Кто догадался, какова тема сегодняшнего урока? (Умножение на 1 000, 10 000)
-Давайте вспомним правило умножения на 10 и на 100.
(при умножении на 10, 100 надо справа приписать один или 2 нуля).
- Решим примеры в тетрадях с комментированием.
-Кто может сформулировать правило умножения на 10, 100, 1 000?
Как назовём следующий пункт алгоритма? Что мы только что вывели?
ВЫВЕСТИ ПРАВИЛО
-Давайте проверим, верно ли мы сформулировали правило. Откройте учебники на стр. 83
-Прочитать вслух.
-А сколько нулей нужно приписать при умножении на 10 000?
Что происходит с количеством десятков, если число умножаем на 10? ( десятков становится столько, сколько в нём было единиц)
-Что изменяется, когда число увеличиваем в 100 раз? ( сотен становится столько, сколько было единиц).
-Каков алгоритм деления круглых чисел на 10, 100, 1000?
-Найдите № 3 в учебнике. 2человека у доски (по столбикам), остальные-с комментированием по цепочке 1 столбик и самостоятельно 2 столбик.
2 ст. – самопроверка по эталону на доске.
Работу на доске проверяют помощники.
5. Физкультминутка под музыку.
-Посмотрите на слайд. Что вы видите? (СЛАЙД ПАРКА)
-Что делают в парке?
-Какой пункт алгоритма будет следующим?
ОТДОХНУТЬ В ПАРКЕ
6. Повторение пройденного.
-Посмотрите на следующий пункт. Прочитайте.
ОБЪЯСНИТЬ ПОСЛОВИЦУ
(СЛАЙД с пословицей)
-Прочитай и объясни, как ты понимаешь «Повторенье- мать ученья».
-Что же будем делать сейчас? Я предлагаю решить задачу.
-Посмотрите на фотографию и догадайтесь, о чём будет задача.
На партах – листы с задачами.
-Кто помнит, сколько образовательных учреждений в Белорецком районе? (74)
Чтение задачи вслух учеником.
В образовательных учреждениях Белорецкого района обучается 17 640 учащихся. Из них в школе № 8 учится 447 человек. Сколько учащихся обучается в других учебных заведениях?
-Что обозначает число 17 640?
-Что показывает число 447? Какая схема подходит?
-Прочитайте вопрос задачи. 17 640- 447 = 17 193 (уч.)
Запись решения в тетрадях. 2 человека запишут решение маркерами на листах, затем листы вывешиваются, оценивание с мотивацией. Взаимопроверка в парах.
Молодцы, справились с заданием.
А сейчас прочитаем задачу 2.
В 2007 году исполняется 450 лет со дня добровольного вхождения Башкирии в состав Российского государства. В каком году это произошло? 2007 – 450 = 1557 (г.)
-Куда будем отсчитывать время- назад 450 лет или вперёд?
Каким действием решаем? (вычитанием)
Решение записывает 1 ученик на доске, остальные в тетрадях.
В каком году Башкирия вошла в состав Российского государства? 1557.
Составьте обратную задачу. Устно.
Молодцы, работаете быстро и дружно.
7. Практическая работа с геом. материалом.
Посмотрите на геометрические фигуры на ваших партах.
Что можете сказать? Почему это прямоугольники?
Что вы умеете находить у прямоугольников? (периметр и площадь) . Как назовём следующий пункт алгоритма.
НАЙТИ ПЕРИМЕТР И ПЛОЩАДЬ
Что для этого нужно сделать? (измерить стороны)
Сколько сторон достаточно измерить? (2 – длину и ширину).
Измерьте стороны в миллиметрах и вычисления выполняйте в миллиметрах.
Выполнение работы в парах.
В каких единицах измеряется площадь?
Отложите пока фигуры в сторону, они ещё пригодятся.
Итак, с заданием мы справились.
8. Логическая задача.
А сейчас назовите центральные улицы нашего города.
Послушайте задачу.
Кинотеатр «Металлург», городская библиотека и краеведческий музей находятся на улицах имени Ленина, Косоротова и К.Маркса. На какой улице расположено каждое здание, если кинотеатр стоит не на Косоротова и не на Ленина, а музей не на улице им. Косоротова.
Кинотеатр – на ул. К. Маркса, библиотека – на Косоротова, а музей на ул. Ленина.
Давайте покажем на карте.
9. Итог урока. Дом. задание.
Откройте дневники и спишите с листа с задачами дом. задание.
Закончим наш алгоритм правильно. КОНЕЦ ПУТИ
Приготовьте свои фигурки, сейчас мы из них зажжём солнышко. Вы прикрепите свои лучи и скажете, что вам понравилось на уроке. Посмотрите, какое весёлое и доброе солнышко . Пусть над нашим городом и всей планетой всегда светит солнце.(прикрепить к карте)
(по времени- самооценка в дневниках)
Резерв: стр. 84 №8 самостоятельно.
№ 15 алгоритм