Урок чтения в 1 классе.
Тема: Буква е.
Упражнения в чтении и письме.
Учитель
Демихова Е.А.
Цели:
познакомить с буквой е и её ролью в слове;
упражняться в чтении слов, предложений и текстов с буквой е;
закрепить понятия: ударение, слоги, гласные и согласные звуки, глухие и звонкие согласные, многозначность слов;
обогащать словарный запас, знакомить с фразеологизмами, развивать логическое мышление, наблюдательность, внимание.
воспитывать интерес к чтению.
Ход урока.
1. Постановка темы.
У нас сегодня необычный урок. Мы сегодня отправляемся в сказочное путешествие. Нас ждут много интересных открытий. Готовы?
А на чем же мы отправимся в наше путешествие? Нам нужен сказочный транспорт. Полетим на ковре-самолете. Ковер у нас тоже сказочный. Пока летим, будем разгадывать его секреты.
К |
Р |
Г |
П |
Т |
Н |
С |
Л |
М |
Ш |
Д |
В |
Назовите буквы.
Какие звуки они обозначают? Что общего у этих звуков?
Какая буква обозначает согласный всегда твердый звук? (Ш)
Какие буквы обозначают глухие согласные звуки?( к, п, т, с, ш )
Какие звуки парные по глухости- звонкости? (к-г, д-т)
Итак, мы разгадали все секреты ковра-самолета и вот наша первая остановка.
2. Изучение нового.
1. Куда мы попали? ( в лес) Сколько звуков в слове лес?
Какой первый? Какой второй? Какой третий?
Звук э на письме обозначается буквой е и смягчает согласный л.
Что это за дерево? ( ель)
Сколько звуков в этом слове? Составление схемы.
Первые два звука на письме обозначаются буквой е.
Вот такая интересная буква, которая может обозначать один или два звука.
Вывод:
Если встречается в начале слова, то обозначает 2 звука.
Если после согласного, то обозначает 1 звук э и смягчает согласный.
Посмотрите как пишется буква Е.
А на что она похожа?
(Дети рассказывают стихи.)
***
Ева гребнем причесалась
В нем три зубчика осталось.
***
Е на грядке пригодилась-
Вместо грабель потрудилась.
***
На дворе такая жалость
Наша лесенка сломалась.
Наша лесенка сломалась,
Буква е зато осталась.
На что же похожа буква е?
Запомните эту букву.
2. В нашем волшебном лесу каждое дерево спрятало свой секрет. (Елочки переворачиваются, на обратной стороне слоги и слова для чтения)
Чтение слогов и слов.
ед ле лев песни
ем ме лес ветви
ес пе пел сетка
ев де мел ветер
ер ве свет герои
Какая роль у буквы е в слогах ?
Найдите слово, которое отвечает на вопрос что делал?
-Какое слово непонятно по значению?
Продолжаем наше путешествие.
2.Посмотрите, кто нас встречает? Послушайте загадку и хором ответите.
Немытое в рот
Ни за что не возьмет.
И ты будь таким,
Как чистюля…(енот)
-Почему именно енот? Что вы знаете про енота?
Они живут около водоемов.
-Чем питаются?
Еноты любят: раков, улиток, рыб, лягушек, насекомых, а также растительную пищу фрукты, орехи, желуди.
Енот предлагает почитать нам скороговорку.
Мы ели, ели ершей у ели…
Их еле-еле у ели доели.
-Какие слова повторяются несколько раз? Одинаковое или разное у них значение?
Кто расскажет быстро? Молодцы!
Енот предлагает нам почитать рассказ в «Азбуке». (с.103 Авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева)
Заголовок «Мои сны о лете».
Читаем по одному предложению. Приготовьтесь отвечать на вопросы.
Беседа:
В какой деревне есть пруд?( Сосновка)
Что автор говорит нам о воде в пруду?
Что растет у пруда?
Что растет в пруду?
Какие чувства испытывает автор? (на душе светло и легко)
3. А в нашем лесу тоже есть волшебное озеро.
Буква е заблудилась и не знает, к какому месту ей надо пристать. Давайте ей поможем.
Прочитайте запись. Как правильно?
Как булка в колесе.
Что означает это выражение? ( находиться в постоянных хлопотах)
Продолжаем наше путешествие.
Физкультминутка
По дороге мы идем,
Путь далек, далек наш дом
Жаркий день,
Сядем в тень.
Мы под дубом посидим,
Мы под дубом полежим,
Полежим, отдохнем,
А потом опять пойдем.
4. В сказочном лесу пошел волшебный дождь. Давайте из его капелек составим слова.
СА РЕ КА Е ЛИ
Что хорошо растет в лесу после дождя?
В нашем лесу выросли необычные грибы. Раскроем их секрет.
Есть терпенье, будет и уменье.
Прочитайте предложение. Что это за предложение? ( пословица)
Как вы ее понимаете? Кто начертит схему предложения?
Собирая грибы, мы не заметили как оказались в самой глубине леса. Вот перед нами избушка. Как вы думаете кто здесь живет?
( Баба- Яга) .Она приготовила нам задания. Печатание слова на доске , деление на слоги , постановка ударения.
Отгадайте сказочного героя:
Вымолвил словечко,
Покатилась печка.
Прямо из деревни
К царю и царевне.
И за что не знаю,
Повезло лентяю. (Емеля)
Знакомство с книгой «По щучьему веленью», советую почитать!!!
Почему написали с большой буквы?
3. Итог.
Пора заканчивать наше путешествие. Этот цветик-трехцветик поможет вспомнить все, что узнали на уроке.
На лепестках вопросы:
С какой буквой познакомились?
Чем интересна эта буква?
Что понравилось?
Вот и путешествию конец.
А кто активным был,
Тот -молодец!
Награждение.