Типы, фазы и особенности уроков.

Работа с одаренными детьми.

Опыт интегрированного обучения в начальных классах (с презентацией)

Дисциплина – что это такое, кто и как её добивается

Типы, фазы и особенности уроков.

Доклад составлен

учителем

математики

Лыгиной Н.А.

 

         Урок является одной из основных форм организации обучения во всех общеобразовательных учреждениях. В обширной литературе по дидактике, педагогическим технологиям определение понятия «урок» сводят к целостному, логически завершенному, ограниченному рамками времени отрезку образовательного процесса, в котором учебная работа проводится с постоянным составом учащихся примерно одного возраста и уровня подготовки. Ему присуща следующая совокупность признаков:

1)   Наличие определенных образовательных, воспитательных и развивающих целей;

2)   Отбор в соответствии с поставленными целями конкретного учебного материала и уровней его освоения;

3)   Организация соответствующей учебной деятельности учащихся.

Ключевую позицию среди основных признаков занимают цели урока: образовательные, воспитательные и развивающие.

Для достижения поставленных целей на конкретном материале  используются подходящие средства  и методы обучения. Эффективность их выбора невозможна без глубокого знания традиционных, нетрадиционных общих и специальных методов обучения. Каждой системе средств, приемов и методов обучения соответствует своя организационная форма, определяемая взаимоотношениями между учителем и учащимся. При этом используются  индивидуальная, парная, групповая и коллективная формы общения между обучающими и обучаемыми.

Таковы основные позиции, характеризующие сущность современного урока. Любой урок имеет свой состав и свое строение – структуру. В состав урока входят структурные элементы урока: компоненты, этапы урока.

Назовем основные компоненты:

1)   Актуализация прежних знаний и способов действий.

2)   Формирование новых знаний и способов действий.

3)   Формирование умений.

В практике чаще всего выделяют следующие основные этапы урока:

1)   Постановка цели урока.

2)   Проверка домашнего задания.

3)   Повторение пройденного.

4)   Объяснение нового материала.

5)   Закрепление изученного.

6)   Обобщение  и систематизация новых знаний.

7)   Контроль знаний и умений учащихся

8)   Постановка домашнего задания

Знание особенностей каждого из этапов, владение методиками их организации позволяют учителю целенаправленно конструировать различные по своей структуре и назначению уроки.

В теории и практике обучения ведущее значение отводится следующим типологиям уроков:

1)   По основной дидактической цели.

2)   По основному способу их проведения.

3)   По основным этапам учебного процесса.

Первая типология.

По основной дидактической цели выделяют такие типы уроков:

§        Урок ознакомления с новым материалом,

§        Урок закрепления изученного,

§        Урок применения знаний и умений,

§        Урок обобщения и систематизации знаний,

§        Урок проверки и коррекции знаний и умений,

§        Комбинированный урок

Вторая типология - по способу их проведения:

§        В форме беседы,

§        Лекции,

§        Кино уроки,

§        Экскурсии,

§        Самостоятельная работа учащихся,

§        Лабораторные и практические работы,

§        Сочетание различных форм знаний.

Если же за основу типологии берутся основные этапы учебного процесса, то выделяют уроки:

§        Вводные,

§        Первичного ознакомления с материалом,

§        Применение полученных знаний на практике,

§        Контрольная,

§        Повторения и обобщения,

§        Смешанные и комбинированные

Существуют уроки основных типов, их 19:

1)   Урок ознакомления с новым материалом,

2)   Урок закрепления изученного,

3)   Урок применения знаний и умений,

4)   Урок обобщения и систематизации знаний,

5)   Урок проверки и коррекции знаний и умений,

6)   Комбинированный,

7)   Урок – лекция,

8)   Урок – семинар,

9)   Урок – зачет,

10)                    Урок – практикум

11)                    Урок – экскурсия,

12)                    Урок – консультация,

13)                    Урок – дискуссия,

14)                    Интегрированный урок,

15)                    Театрализованный,

16)                    Урок – соревнование,

17)                    Урок с дидактической игрой,

18)                    Урок – деловая игра,

19)                    Урок – ролевая игра.

Урок ознакомления с новым материалом

Структура этого урока определяется его основной дидактической целью: введение понятия, установление свойств изучаемых объектов, построение правил, алгоритмов.

Урок  закрепления изученного.

Его основная дидактическая цель – формирование определенных понятий

Урок применения знаний и умений.

В процессе применения знаний и умений различают: воспроизведение и коррекция необходимых знаний и умений, анализ знаний и способов  их выполнения, подготовка требуемого оборудования, самостоятельное выполнение заданий, рационализация способов выполнения заданий.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Без уроков обобщения и систематизации знаний нельзя считать завершенным процесс усвоения учащимися учебного материала.

Урок проверки и коррекции знаний и умений.

Контроль и коррекция знаний и умений осуществляется на каждом уроке.

Комбинированный урок характеризуется постановкой и достижением нескольких дидактических целей.

Урок – лекция.

Как правило, это уроки на которых излагается значительная часть теоретического материала изучаемой темы.

В зависимости от дидактических целей, задач и логики учебного материала распространены   вводные, установочные, текущие и обзорные лекции. По характеру изложения и деятельности учащихся лекция может быть информационной, объяснительной, лекцией – беседой.

Урок – семинар.

Семинары характеризуются прежде всего двумя взаимосвязанными признаками: самостоятельным изучением учащимися программного материала и обсуждение на уроке результатов их познавательной деятельности. На них ребята учатся выступать с самостоятельными сообщениями,  дискутировать, отстаивать свои суждения. Семинары способствуют развитию познавательных, исследовательских умений учащихся, повышению культуры общения. В практике распространение получили семинары – развернутые беседы, семинары – доклады, рефераты, творческие письменные работы, комментированное чтение; семинары решения задач; семинары – диспуты; семинары – конференции.

Семинар проводится со всем составом учащихся. Учитель заблаговременно определяет цель, тему, задачи семинара, планирует его проведение, формулирует основные и дополнительные вопросы по теме, распределяет задания между учащимися с учетом их индивидуальных возможностей, подбирает литературу, проводит индивидуальные и групповые консультации, проверяет конспекты. Семинарское занятие начинается вступительным словом учителя, в котором он напоминает задачу семинара, порядок его проведения, рекомендует, на что надо обратить основное внимание, что следует записать в рабочую тетрадь. Далее обсуждаются вопросы семинара в форме дискуссии, развернутой беседы, сообщений, докладов, рефератов. Затем учитель дополняет сообщения учеников, дает оценку их выступлениям.

 Урок – зачет

Одной из форм организации контроля знаний, умений и навыков учащихся является урок – зачет. Положительная отметка за зачет выставляется в случае, если ученик справился со всеми заданиями, соответствующими уровню обязательной подготовки по изученному предмету. Если хотя бы одно из таких заданий осталось невыполненным, то, как правило, положительная оценка не выставляется. В этом случае зачет подлежит пересдаче, причем ученик может пересдать не весь зачет целиком, а только те виды заданий, с которыми он не справился.

Практикуются различные виды зачетов: текущий и тематический зачет, зачет – практикум, дифференцированный зачет,  зачет – экстерн.

Урок – практикум.

Основной формой их проведения являются практические и лабораторные работы.

Различают: установочные, иллюстративные, тренировочные, исследовательские, творческие, обобщающие уроки практикумы. Основным же способом организации деятельности учащихся является групповая работа.

Можно продолжать рассматривать и другие типы уроков, но все-таки рождение урока начинается с плана. Сейчас столько литературы, что, перечитывая ее, теряешься, как построить урок более интересно? И здесь, как ни важно для урока  хорошо продуманное содержание, качество урока прежде всего зависит от организаторских способностей учителя. Нельзя терять ни одной минуты учебного времени. Проведение хорошо продуманного интересного урока требует колоссальной физической и нервной нагрузки учителя.

В любом деле и, особенно педагогическом, огромную роль играет обмен опытом работы.  Элементы опыта других учителей, пропущенных через свое «я» могут обогатить содержание и методику школьного урока.

К началу


 

Работа с одаренными детьми.

 

Доклад составлен

учителем

математики

Лыгиной Н.А.

 

 

На сегодняшнем методическом семинаре на тему «Работа с одаренными детьми» мы рассмотрим методику под названием «карта одаренности». Эта методика рассчитана на выполнение двух основных функций.

Первая и основная функция – диагностическая. Эта методика поможет как учителям – предметникам, так и классным руководителям, родителям оценить степень выраженности различных видов одаренности и определить какой вид у него преобладает в настоящее время.

Вторая функция – развивающая.

Наши учителя поделятся своим опытом, как они замечая способности своего ученика, их развивают.

Словосочетанием «одаренные дети» обозначается некая исключительность. Произнося его, мы допускаем возможность существования особой группы детей. Эти дети уже по определению качественно отличаются от сверстников. Такой подход уязвим и традиционно, является предметом критики со стороны большинства отечественных педагогов и психологов, хотя это понимание вполне допустимо и нельзя не отметить, что оно отражает реальное положение дел.

Одаренные дети – дети, опережающие сверстников. В психологии и педагогике, кроме одаренных, принято выделять и категорию высокоодаренных детей.

Дар, имеющийся у каждого, проявляется в разной степени. Таким образом, рядом с одаренными детьми, есть дети, способные к мышлению, творчеству, обучению, их следует рассматривать не как исключительность, а как потенциал. И в соответствие с этим   в педагогической теории и практике    возникают две глобальные, вырастающие из одного корня задачи:

1.   воспитание и обучение одаренных и талантливых детей,

2.   разработка практических мер, направленных на развитие потенциала каждого способного ребенка

        Наиболее удачным определением одаренности следует считать: одаренность – это генетически обусловленный компонент способностей, развивающихся в соответствующей деятельности или деградирующий при её отсутствии. Этот генетически обусловленный дар в значительной мере определяет как конечный итог, так и темп развития.

Различают следующие виды одаренности:

1.   интеллектуальная,

2.   академическая (научная),

3.   художественно – изобразительная,

4.   музыкальная,

5.   литературная,

6.   артистическая,

7.   техническая,

8.   лидерская,

9.   спортивная.

 Интеллектуальная

Склонен к логическим рассуждениям, умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас, наблюдателен, любит анализировать события и явления, способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова, имеет широкий круг интересов, задает много вопросов.

Академическая (научная)

Учится новым знаниям очень быстро, все схватывает «на лету», быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на, что нужно запомнить, знает много о таких вещах, событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают, обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, то есть реально должен был учиться в более старшем классе, чем учится сейчас. Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность, читает книги, статьи, научно – популярные издания с опережением сверстников на год или два, умеет делать выводы и обобщения, в свободное время любит читать научно – популярные издания, делает это с большим интересом, чем художественную литературу.

Художественно – изобразительная

В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов, обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций, становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, хорошую вещь (художественно выполненную). Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток, любит создавать объемные изображения, работать с глиной, бумагой, может высказывать свою собственную оценку произведениям искусства.

Музыкальная

Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям, чутко реагирует на характер и настроение музыки, хорошо поет. В игру на инструменте, в песню, в танец вкладывает много энергии, чувств, любит музыкальные записи, стремиться пойти на концерт или туда, где можно послушать музыку, хорошо играет на каком–нибудь инструменте,   сочиняет собственные, оригинальные мелодии.

Литературная

Любит сочинять (писать) рассказы или стихи, может легко построить рассказ, начиная от завязки, сюжета и кончая разрешением конфликта, рассказывая о чем-то, на теряет основную мысль, придерживается только необходимых деталей в рассказах, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное, выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние героев, их переживания, чувства, склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное.

Творческая (артистическая)

Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения, не боится новых попыток, стремится проверить новую идею, изобретателен в выборе и использовании различных предметов, способен уйти «с головой» в интересующее его занятие, способен по разному подойти к одной и той же проблеме, способен не только предлагать решение проблемы, но и воплощать его в жизнь.

Легко входит в роль какого – либо персонажа, интересуется актерской игрой, меняет тональность, выражение голоса. 

Техническая

Интересуется механизмами, машинами, может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов, любит разбираться в причинах неисправности механизмов, читает журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов, любит обсуждать изобретения, быстро и легко осваивает компьютер.

Лидерская

Инициативен в общении, сохраняет уверенность в окружении незнакомых, легко общается  с детьми и взрослыми, улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения, часто руководит играми и занятиями других детей, склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки характерные для его возраста, другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям, обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.

Спортивная

Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений, любит участвовать в спортивных играх, состязаниях, часто выигрывает в разных спортивных соревнованиях у сверстников, бегает быстрее всех в классе, движется легко, грациозно, имеет хорошую координацию движений, любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках,  предпочитает в свободное время играть в хоккей, футбол, баскетбол и т.д., физически выносливее остальных.

К началу

 


 

Опыт интегрированного обучения

                  в начальных классах

                                                                           Доклад составлен учителем

                                                                           начальных классов

                                                                           Мишановой Н. В. и 

                                                                           прочитан на ГМО. 2006 год

    Нарастающий поток общественной, научной и технической информации неизбежно  влияет на содержание образования. В этих условиях правомерны попытки нетрадиционного решения проблемы обновления содержания обучения и воспитания. Многие педагоги-исследователи и новаторы-практики ищут пути «межпредметной интеграции».

    Интеграцию обучения стоит осуществлять, прежде всего в начальной школе. Проблема интеграции важна и своевременна. Её актуальность продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к школе. Отдельные аспекты совершенствования обучения и воспитания с позиции интеграции, рассматривались в трудах известных педагогов-классиков (Я. Коменского, Д. Локка, М. Песталоцци, К. Ушинского и др.). В работах советских дидактов: И. Д. Зверева, М. А. Данилова, В. Н. Максимовой и др., ученых-психологов: Н.Ф. Талызиной, Е. Н. Меллер,Г. И. Вергелеса и др., а также ученых-методистов М. Р. Львова, В.Г. Горецкого, Н. Н. Светловской, Ю. М. Колягина и др.

    Интеграция – это новый подход к обучению и воспитанию учащихся.

    Она направлена на углубление взаимосвязей и взаимозависимостей между предметами. Интеграция учебных дисциплин многовариативна; она может быть полной или частичной. Варианты интегрированных уроков разнообразны. Можно сынтегрировать не только 2, но и 3 и даже 4, 5 предметов на одном уроке.

    Третий год в своей работе я использую элементы интеграции ряда учебных предметов. При этом я руководствуюсь высказыванием великого педагога 17века Яна Амоса Коменского о том, что начальная школа должна учить не только чтению, письму и счету, но и полезным детям сведениям, которые входят в фонд общих знаний, основанных  на интересах детей. При этом следует объяснять увлекательно, почти играя, «в четверть часа» (чтобы не наскучить).

    В основу своей деятельности  я ставлю такие задачи:

1.    Развитие интереса к учению, к процессу познания.

2.    Приобретение учениками прочных знаний, умений и навыков.

3.    Развитие интеллектуальных и творческих способностей детей.

4.    Обогащение и систематизация конкретных представлений детей о родном крае, о Родине, о предметах и явлениях окружающей природы.

    При подготовке к урокам я тщательно отбираю содержание, методы, приёмы с учетом возрастных особенностей и возможностей детей, учитываю  приемлемое сочетание предметов для интеграции.

    Это влияет на эффективность интегрированных уроков, способствуют активной мыслительной деятельности учащихся.

    В основе таких уроков – близость содержания ведущих тем разных предметов и их логической взаимосвязи. Поэтому я опираюсь на знания, полученные детьми на различных уроках. Структура интегрированных уроков требует особой четкости и стройности, продуманности изучаемого материала на всех этапах изучения.

   Проследим этапы урока. В начале урока я ставлю общепредметную цель. На мотивационном этапе стимулирую волевые усилия детей, направляя их на познавательный интерес. На 3 этапе ввожу новый учебный материал, привлекая опорные знания из других предметов. На этапе обобщения знаний выбираю наглядные пособия, учебники, таблицы, схемы и задания, способствующие синтезу и обобщению.

    Следующий этап – результативный, применение знаний на практике.

На этапе контроля происходит взаимооценка, взаимоконтроль или самооценка, самоконтроль знаний.

    На моем уроке можно проследить все этапы интегрированного урока.

    Успех урока достигается за счет компактного, сконцентрированного использования учебного материала, а также подключения некоторых современных способов организации и изучения учебного материала.

    Интеграция – это средство интенсификации урока. Межпредметные связи помогают дополнить и восполнить знания учащихся, являются источником нахождения новых фактов, которые углубляют наблюдения детей, способствуют целостному восприятию материала.

    Используя в своей работе интегрированные уроки, я заметила, что у детей появился интерес к учению, приобретению новых знаний. Повысилась успеваемость с 36% до 50%. А также интегрированные уроки снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключения на разнообразные виды деятельности.

(Презентация доклада)

К началу

 


 

Выступление

на  педагогическом   совете

школы  по теме:

«Дисциплина – что это такое, кто и как её добивается».

                                   Токарева М. И.

                        учитель начальных классов

2006

Приучить детей к дисциплине всегда считалось одной из основных задач педагогики.

Всего лишь несколько поколений назад дети не имели естественного для любого человека права непринужденно выражать свои мысли и чувства, что теперь мы позволяем им делать. Детям не разрешалось вмешиваться в нашу жизнь, что они, хотя бы отчасти делают теперь. Прежде в большинстве случаев от них требовалось только быть на виду, но так, чтобы их не было слышно. Тогда дисциплина означала лишь привычку к порядку и повиновению под угрозой наказания. Разумеется, бывали и исключения, но вообще в  школах и семьях все в один голос учили детей безропотно занимать свое крохотное и весьма незначительное место в этом мире.

Со временем меняются и представления о воспитании. Сегодня нам стали более понятны многие особенности детской психики и мы уже не можем больше применять прежние дисциплинарные крайности. Более того, мы считаем, что они только вредят ребенку,   если его повиновение ( и почтительное отношение ко взрослым) держится лишь на страхе наказания, потому что при этом не только подавляются его самые  искренние порывы, но угнетаются воображение, творческий потенциал, любознательность, интеллект. Отсюда следует вывод, что нельзя требовать от детей, чтобы они без ущерба для своей психики вели себя как взрослые.

Поэтому, прежде всего, необходимо уяснить, что правильнее всего было бы помочь ребёнку выработать самодисциплину, то есть разумное управление собственными желаниями, порывами. Другими словами, научить ребенка следовать требованиям учителя.

Воспитание дисциплины начинается с самого рождения ребенка, с периода  младенчества. В первый класс ребенок приходит  уже с имеющимися навыками правильного и неправильного поведения. Поэтому с самого первого дня первоклассника мы одновременно начинаем обучать, воспитывать и прививать навыки дисциплины.

Первые дни  учеников в первом классе я сравниваю с горстью горошин, которые при высыпании на ровную поверхность катятся в разные стороны. Чтобы сложить их рядом, нужно потратить много сил и времени.

Что мы вкладываем в понятие «дисциплина на уроке»? бесспорно, это действия учеников в соответствии нормой поведения.

 Но чтобы не было шума, ненужных разговоров, необходимо сделать так, чтобы детям было интересно на уроке. Приходится учитывать возрастные особенности психики детей.

Я использую разнообразные дидактические игры, но прежде, чем научимся играть, мы учим правила поведения во время игры.

На уроке поощряю ребят за правильно поднятую руку, красивую посадку, хорошее поведение. Со временем все это входит в привычку и не приходится делать замечания по поведению.

Для деятельности младшего школьника характерны высокая эмоциональность и большая значимость эмоциональных реакции. Поэтому я стараюсь разнообразить уроки, «наполнить» их приемами, позволяющими удерживать внимание.

Учитываю и то, что дети особенно активно реагируют на новое и яркое и вместо словесного объяснения предпочитают показ, яркую картинку, слайд, действие.

Вовремя похвалить за правильное поведение, провести конкурс «самый дисциплинированный ряд», никогда не начинать урок, если в классе нет полной тишины – вот некоторые приёмы, используемые в моей работе.

В нашем классе действует «самоуправление». С первого класса, как только дети познакомились, мы выбираем дежурного командира, который следит за порядком, за дисциплиной. Ребята знают, что нужно слушать командира, потому что в следующий раз на этом месте окажешься сам. Дети с большим удовольствием выполняют роль дежурного командира.

Вообще, мне кажется, что мы просто должны помочь детям захотеть быть хорошими, и тогда всё получится.

К началу

 

 

На главную страницу

Hosted by uCoz